Курс на возвращение своих воспитанников «Зенит» продолжил приобретением у грозненского «Ахмата» опорного полузащитника Далера Кузяева. 24-летний футболист родился в Набережных Челнах, но свое футбольное образование получил в Петербурге. «Смена», «Локомотив», академия «Зенита» — в каждой из школ находились тренеры, которые вкладывали свои знания в будущий прогресс Кузяева. Согласно данным InStat, новобранец сине-бело-голубых — лучший игрок минувшего сезона в РФПЛ по совершенным отборам. Возможно, именно такого игрока не хватало «Зениту»?
Специальный корреспондент «Спорта День за Днем» встретился с Кузяевым в одной из петербургских кофеен, воспользовавшись перерывом между сборами команды, и узнал, почему Далер не уехал в испанскую примеру, кто из зенитовских иностранцев лучше всех владеет русским, что выделяет Роберто Манчини и многое другое.
На улице пока не узнают
— Как изменилась ваша жизнь за последние две с половиной недели?
— Ничего особенного. Только после объявления о переходе было очень много поздравлений. Значительных изменений в жизни не произошло, на улице пока не узнают (улыбается).
— Пришло осознание того, что в Петербурге теперь будете бывать не раз в месяц, а жить здесь постоянно?
— Это, безусловно, радует. Три с половиной года жил вдали от дома, постоянно в разъездах. Было тяжело.
— Какой район города считаете своим?
— Мой район — Приморский, живу именно там. Хотя изначально, когда мы с семьей только приехали в Петербург, жили в Девяткино. Зато сейчас десять минут пешком — и я на базе «Зенита». Очень удобно. Не сказал бы, что в Грозном мне чего-то не хватало. Лишь по родным и друзьям скучал. А еще по университету.
— Переход в «Зенит» как раз совпал с окончанием магистратуры в СПбГЭУ. Может, настало время задуматься о втором высшем образовании?
— Нет, пока все мысли только о предстоящем сборе и новом сезоне.
— Вы из тех, кто учился для родителей, чтобы им сделать приятное, или все же самому интересно было?
— Тяжело сказать, что ты тянешься к знаниям, при этом играя в футбол. В первую очередь это была инициатива родителей, они хотели, чтобы я получил образование. Я понимал это, поэтому не стал противиться. Пока не задумывался, во что приобретенные знания потом могут вылиться. (Тема магистерской работы называлась «Разработка инновационного проекта в условиях ресурсных ограничений». — «Спорт День за Днем».)
Было предложение из испанской примеры
— Большинство российских футболистов мечтают уехать в топ-чемпионат. К вам был интерес со стороны «Лас-Пальмас» — эта команда в минувшем сезоне примеры, к слову, дважды сыграла вничью с «Реалом». Почему не ухватились за этот вариант?
— Не все зависит от меня. Многое зависит от суммы, которую за тебя предлагают. Нужно учитывать все обстоятельства. Не все совпало.
— Возможно, надо было подойти к Рашиду Рахимову или президенту клуба Магомеду Даудову и попросить пойти на условия испанцев?
— Переговоры вел мой папа (Адьям Кузяев, экс главный тренер петербургского «Динамо», сейчас возглавляет эстонскую «Нарву-ТРАНС». — «Спорт День за Днем»), особенностей переговоров не знаю. В чем-то не сошлись. К Рахимову не подходил, он ведь в «Ахмате» тогда не работал.
— То есть предложение поступило уже после его ухода?
— Да, по окончании сезона, в июне.
— Знаете, как болельщики реагируют на такие истории? Не захотел бороться…
— Я понимаю болельщиков, но здесь не все зависит от тебя. У испанских команд, если мы не берем в расчет грандов, не самые большие бюджеты. За малоизвестного российского игрока больших денег не могут предложить.
— Уровень команды не являлся определяющим фактором?
— Нет. Чтобы оказаться в гранде топ-чемпионата, надо еще больше проявлять себя в России. «Лас-Пальмас» — это был бы хороший опыт. Тем более Канарские острова… Но ни о чем не жалею, теперь я игрок «Зенита», чему очень рад!
— С Рахимовым после его ухода из «Ахмата» поддерживаете связь? Рашид Маматкулович практически в каждом интервью вас хвалил и сватал в сборную России. Наверняка к этому тренеру особое отношение?
— Во время выступлений в Грозном у нас было очень хорошее взаимопонимание. Тренер мне доверял. Я благодарен ему за то, что он внес большой вклад в развитие моей карьеры. С Рахимовым общался мой отец, а у меня из-за экзаменов просто не было времени.
Манчини очень много времени уделяет тактике
— Вспомните день, когда вы, сидя в австрийской гостинице, ждали приезда команды. Как это выглядело? Приходилось подходить к условному Александру Кокорину и говорить: «Привет, меня зовут Далер, мы будем играть в одной команде»?
— Нет-нет (смеется). 10 июня я приехал на сбор с «Ахматом», а «Зенит» прилетал только 15-го. После того как питерцы оказались в Австрии, я переехал из своего отеля к ним. С командой увиделся уже на тренировке, где со всеми и познакомился.
— Администратор всем представил?
— Нет. Сам подошел к каждому и поздоровался.
— Артем Дзюба позже остальных присоединился к команде. Ни за что не поверю, что он не сказал вам что-то эдакое при первой встрече.
— На самом деле ничего особенного не было. Просто поприветствовал.
— Даже не припомнил, что это тот самый парень, который вместе с «Ахматом» сделал «Спартак» чемпионом в прошлом сезоне?
— Нет, никто об этом не вспоминал (улыбается).
— Ваш папа признавался, что еще до подписания контракта Роберто Манчини просматривал предоставленный ему материал о вас. По первым тренировкам почувствовали, что итальянский тренер знает, что и как вы можете?
— Ко мне у него нет каких-то особых требований. Хотя в тренировочном процессе иногда поправляет, дает советы, как нужно действовать.
— В контрольном матче с болгарским ЦСКА (1:2) вы появились во втором тайме, выйдя в основном с молодыми ребятами. Как себя чувствовали, с кем чаще приходилось взаимодействовать?
— Больше с напарником по позиции — Кириллом Капленко. Ребята очень хорошие. Видно, что у них есть потенциал. Если продолжат так же работать, то получат шанс в главной команде.
— Во втором матче с «Лудогорцем» (0:1) вы уже оказались в «основе». Как были распределены функции между вами и Кристианом Нобоа?
— Я бы не сказал, что были четко распределены какие-то функции. Но по ходу игры я больше отвечал за разрушение и защиту, а Кристиан больше за атаку. Потихоньку сыгрываемся.
— Как выглядели разборы этих матчей?
— Главный тренер высказал свое мнение, что понравилось, а что нет. Но он понимает, что мы находимся под тяжелыми нагрузками, поэтому сто процентов показать не можем. Главное, что мы выдержали темп, нагрузки при Манчини очень хорошие (улыбается).
— Это первый иностранный тренер в вашей карьере. В чем особенности, помимо того, что его мысли до вас доносит переводчик?
— Могу выделить, что при Манчини очень много времени уделяем тактике. Очень много. Он досконально разжевывает, кто и где должен располагаться, кто и куда должен двигаться при обороне и атаке, каким должно быть движение мяча… Требовательный тренер. Я доволен тем, что происходит.
— В России у Курбана Бердыева реноме отличного тактика. Успели это ощутить в 2012-м, когда проходили просмотр в «Рубине»?
— Да. Курбан Бекиевич делал акцент на тактику и работу с мячом. Мне очень понравились его тренировки. Можно сказать, что у Бердыева и Манчини стили немного схожи.
— Нет ли в команде нервозности после заявления Константина Сарсания об уходе из «Зенита» шести-семи игроков?
— Нет, ничего подобного не почувствовал. Вся команда выкладывалась на сто процентов. Видно, что было тяжело, но ребята терпели, от работы не отлынивали.
Нобоа и Молло меня удивили
— С Егором Бабуриным, с которым играли вместе еще в «Смене», перед принятием решения о переходе в «Зенит» списывались?
— Нет. На самом деле мы связь с ним с тех пор не поддерживали. Один раз только виделись в Турции, когда команды останавливались в одном отеле.
— Кто душа компании в «Зените»?
— Ответ очевиден — Дзюба. Постоянно шутит и прикалывается (улыбается).
— Манчини не пытается закрутить гайки?
— Такой строгости нет. Да и ребята — профессионалы, сами понимают, где можно посмеяться, где не стоит. На тренировках все сконцентрированы на работе.
— С кем-то особенно сдружились?
— У нас хороший коллектив, кого-то выделить не могу. В номере жил с Нобоа, тем более он разговаривает по-русски.
— Не удивились познаниям эквадорца?
— На самом деле удивился. Хоть он играет долго в России, не ожидал, что Кристиан так хорошо знает язык. Ни разу от него не слышал, что он меня не понимает.
— Кого еще из иностранцев можете выделить?
— Молло удивил знаниями русского. Он на самом деле хорошо его знает. Сам рассказывал мне, что занимался два раза в неделю в Самаре. Иванович хорошо говорит по-русски.
— Как у вас с языками?
— Могу общаться на английском. В принципе, все.
— А как же чеченский?
— (Смеется.) Пару фраз выучил, но в «Зените» в нем нет надобности.
— Через «туннель» уже успели пройти? Знаете, что это такое?
— В «Зените» еще нет, зато прошел в «Ахмате». Олег Георгиевич Кононов после прихода ввел это новшество. Прямо перед отъездом получил прилично от всех (улыбается).
— Кононов не пытался удержать вас в Грозном?
— Мы с ним пообщались, и он вошел в мое положение. Сказал, что такой шанс надо использовать. Дал мне советы, как вести себя в «Зените». Хорошо попрощались.
Чили — фаворит финала Кубка конфедераций
— После подписания Александра Ерохина и Дмитрия Полоза «Зенит» стал походить на сборную России в миниатюре. Когда подобное было в конце нулевых, сине-бело-голубые выиграли и Кубок УЕФА, и Суперкубок Европы. Подобные параллели воодушевляют?
— Честно говоря, не задумывался над этим. Но подписание таких игроков говорит о том, что команда ставит высокие цели, появляется конкуренция. Радует, что «Зенит» хочет достигать максимума.
— Вы впервые сыграете в Лиге Европы. Какие ожидания?
— Мне нравится лондонский «Арсенал». Хотелось бы встретиться именно с ним.
— Вот это совпадение: и «Зенит», и «Арсенал» не пробились в Лигу чемпионов.
— Да. Стал симпатизировать «Арсеналу» еще в те времена, когда за него играли Тьерри Анри, Деннис Бергкамп.
— Если возвращаться к теме сборной, то многие отмечают, что ей на Кубке конфедераций не хватило хорошего «опорника». По отборам и перехватам вы один из лучших в РФПЛ. Не думали, что речь шла именно о вас?
— Не думаю. Но про сборную мне, к сожалению, нечего сказать, не видел ни одной игры. У нас именно в это время были тренировки и игры.
— Кого из игроков своего амплуа выделяете?
— Смотря матчи, конечно, представляю, что бы делал я, будь на месте того или иного игрока. На Кубке конфедераций никого выделить не могу. Не сказал бы, что есть какой-то образец игры, но мне нравятся некоторые качества футболистов. Тони Кроос: видение поля, качество паса, техника паса. Лука Модрич: работоспособность, ведь он успевает и в защите, и впереди. Ну и, конечно, Н’Голо Канте: человек с двумя сердцами, перекрывающий абсолютно все!
— На кого ставите в воскресном финале Кубка конфедераций?
— Фаворит — Чили. Две победы подряд на Кубке Америки — это серьезное достижение, важный опыт. Ну и, конечно, у них есть Клаудио Браво! Такой уверенный в себе вратарь может сыграть решающую роль.