(Фото: РИА «Новости»)
Нужен чемпионат Россия — Украина или не нужен? Если да, то в каком виде? И чем грозит идея объединения футбольному сообществу? Обозреватели «Спорта день за днем» Кирилл ЛЕГКОВ и Максим МИХАЛКО поднимают вопросы, на которые так и не ответили инициаторы новой лиги.
Дело в обиде Миллера на Толстых?
Максим Михалко : После исторического заседания организаторов обьедниненного чемпионата и его гостей неделю по этому поводу ничего не писал. Выжидал пока идейные вдохновители «мега-турнира» устранят нестыковки. Ведь подчеркивая неизбежность своего проекта они убеждены, что их проект принесет пользу всему российскому футболу. Мол, в этом и сомневаться как-то абсурдно. От абстрактых деклараций Газзаев с компанией перешли к конкретным цифрам. Бюджет новой лиги в размере миллиарда Евро - конечно, впечатляет. Думаю, узнав размер премиальных за победу, привстали на стуле даже самые успешные российские бизнесмены от спорта. Но здесь нестыковка первая. Одна из задач совместного турнира - поднять его коммерческую составляющую, говоря просто - на нем клубные боссы собираются зарабатывать несоизмеримо больше, чем в своих национальных чемпионата. Но что же за чудо-начинка должна быть в этом проекте, чтобы сформировать миллиардный бюджет? Причем не когда-нибудь в перспективе, когда турнир двух стран захватит сердца десятки миллионов болельщиков по всему миру, а прямо так сразу - приходи да забирай.
Кирилл Легков: Думаю, пока это один большой блеф. Меня даже не «технология» и возможности заработков смущают, а психология. Думаю, первое применение деньгам, которые даст кто-то «сверху», — пустить их на коррупцию. Если ты распоряжаешься деньгами, которые не заработал, значит, легче всего их потратить на сговор, на подкуп. Ведь ставки велики, возможность оставаться в лиге означает возможность дальнейшего шального заработка. Поэтому руководители большинства клубов, уверен, озаботятся прежде всего этим вопросом. Тем более и ничего выдумывать на надо — так поступают часто с бюджетными деньгами, выделяемыми на футбол. Договориться всегда легче, чем решить все на поле. И надежнее. Другая часть коррупции — действия так называемых деньгодателей. Раз миллиард новой лиге дают какие-то спонсоры из числа компаний, так или иначе связанных с владельцами клубов, значит, они и будут решать, какое место займет тот или иной клуб по итогам объединенного чемпионата, так я понимаю?
М. М. : Во-первых, я сомневаюсь, что весомую часть этого миллиарда составят многочисленные спонсоры. Для многих футбольных людей источник чудо-бюджета очевиден. В таком случае вопрос - в чем тогда здесь бизнес то? Я понимаю уместность этого слова применительно к КХЛ, на которую в виде аргумента кивают сторонники обьединенного чемпионата. Но там действительно выступают звезды без натяжек, во многих городах матчи команд лиги - не только зрелище, но и шоу с комфортом за которое не жалко и раскошелиться. Продажа атрибутики - тоже заметный заработок. А для выравнивания возможностей и соответственно привлечения интереса есть и потолок зарплат, и драфт, которые хоть как-то выравнивают возможности для комплектования. Совместный чемпионат по футболу грозит другим. И вовсе не заранее оговоренными результатами. Исключать, конечно, ничего нельзя, но в командных видах спорта едва ли реально заранее спланировать итоговую расстановку команд. На мой взгляд, это нереально. А беспокоит меня вот что - отцы будущего чемпионата сделают то, что не удалось их европейским коллегам с лигой G-14. Избранных клубов будет поменьше, но суть окажется именно такой - раскол между богатыми и бедными наступит такой, что последние будут всегда в роли массовки. Почему? Да все очень просто - борьба за фантастические премиальные от лиги будет означать жесточайшую борьбу за лучших игроков на трансферном рынке. Лимита в этом турнире не подразумевается. А потому нынешним топам ничего не помешает со скоростью метеора очистить внутренний рынок. На международном у них и так преимущество априори. И что же останется условным Мордовиям, Амкарам и Карпатам? Конечно, получая 30-40 миллионов за одно участие они смогут намного больше, чем сейчас. Но пока они осилят один шаг вперед, соперники -олигархи скаканут на целых три. Формально эта лига будет открытой, а на деле - роли будут расписаны заранее. Это и есть польза российскому футболу, если некоторые ее клубы могут и не мечтать когда-нибудь стать призером и сыграть в еврокубке?
К. Л.: Мне кажется, все дело в страшной, какой-то детской обиде Миллера на Толстых. Как так, какой-то чиновник пришел и запретил богатым дядям делать так, как они привыкли! Дал понять, что он будет решать, по каким законам жить, а они будут дальше платить деньги! (Насколько я знаю, структуры, имеющие отношение к Миллеру, Керимову, финансируют РФС.) Да я свою лигу создам!.. Да я его без копейки оставлю!.. Да я!.. Уж больно нереальный проект. Ну кругом вопросы. Кто будет «отбивать» затраты — фанаты, заполняющие дешевые сектора стадионов, и пенсионеры, сидящие у телека, наши самые «обеспеченные» слои? Кто будет все это судить, всем этим управлять, выступать в роли законодательной и исполнительной власти, третейских судей? Представляешь, как нужно ради этого чемпионата перелопатить все регламенты, создать межгосударственные акты, соглашения, законы, которые каким-то образом регламентировали бы эту историю. А если другие страны (например, Италия и Испания) по такому же принципу захотят объединиться или пресловутая G14 из гроба встанет — это же какой бардак в Европе начнется? И потом, кто сказал, что матч «Шахтер» — «Спартак» условно интереснее матча «Зенита» и «Амкара»? Там будут играть темнокожие против темнокожих, тут я смотрю за матчем «Зенита», который мне интересен, наблюдаю, как развивается «Амкар», где есть питерские игроки. Мне кажется, люди, которые говорят, что матч «Спартак» — «Динамо» К «интереснее всего на свете», живут в каком-то иллюзорном мире, безвозвратно остались в прошлом, не любят собственный, российский чемпионат. Не понимают, что нет сегодня на поле Блохина, Заварова, Буряка, Шенгелии, Дараселии, Пехлеваниди, Гоцманова, которых в СССР любили, знали, потому что жили с ними в одной стране. А есть какие-то новые игроки того же киевского «Динамо» и «Шахтера», которых они и сами-то не очень знают. Вывески прошлого не могут быть приманкой сегодня. Двадцать с лишним лет с тех пор прошло, выросло новое поколение. Я уж не говорю о матчах пошиба «Ильичевец» — «Арсенал», «Днепр» — «Волынь». Они-то кому в России интересны? Точно так же, как неинтересны Украине дуэли «Кубани» с «Локомотивом», «Анжи» с «Рубином»...
В одном доме не убрались — в другой лезут
М. М. : Согласен, разговорами об исключительной привлекательности российско-украинских противостояний больше похоже на зомбирование, чем серьезную аргументацию. Вот категорически не могу понять - почему надо одаривать крупными суммами украинские команды вместо того, чтобы этими деньгами помочь развиваться своим середнякам и аутсайдерам? Пусть Миллер, Дюков, Гинер и компания обьяснят - чем, например, донецкие, харьковские и днепропетровские болельщики лучше, например, саранских, ростовских и нижегородских? Ты вот отметил интерес к Амкару. Я добавлю, что роль небогатых клубов надо выделить особо. Не имея возможности приглашать сильных легионеров и находящиеся в рамках лимита, они часто выступают почвой для молодых игроков, чтобы остаться на высоком уровне. Тот же Дзюба вернулся в Спартак через Томь. А это сегодня игрок сборной на всякий случай. Что же будет в реалиях супер-турнира? Условные Амкар, Томь или Крылья в желании получить свой куш от басрского миллиарда вынуждены будут комплектоваться так, чтобы по максимуму себя обезопасить от вылета из компании сильнейших. Тем более возможности, как уже отмечалось возрастут. В такой ситуации молодые мальчишки, которые пока не потянули в топ-клубах, им тоже станут неинтересны. Придется брать готовых легионеров, способных принести эти миллионы здесь и сейчас. Тогда успех писаревской молодежки станет единственным на долгие годы, а следующее обновление национальной команды придется делать не потому, что молодые начнут подпирать старших, а потому что последние сами решать закончить. Рассуждения же о том, что молодые россияне должны и главное, готовы выдерживать конкуренцию с опытными мастерами без дополнительных шансов - повод расхохотаться. Уверен, что специалисты, владеющие предметом и знающие разницу в уровне подготовки молодежи у нас и в Европе именно так и делают. В Академиях, конечно, ситуация получше, но резервы российским клубам приходится черпать не только из Академий. Да и в них за несколько лет не построишь систему, которая бы поставила на поток Месси, ван Перси и Балотелли. И для российского футбола большой вред, когда сторонники обьединенного чемпионата заведомо вводят нас в заблуждение, говоря обратное.
К. Л.: Меня удивляет, что люди, не умеющие навести порядок в собственном доме, стремятся выйти за его пределы и «осчастливить вселенную». Это тоже большая иллюзия: раз тут не получается — там получится. Как-то наши предки уже пытались раздуть пожар «мировой революции». Вы искорените здесь «договорняки», постройте здесь стадионы, дайте достойную зарплату детским тренерам, вложитесь в академии, чтобы не тратить на трансферы по 100 миллионов, благоустройте, одним словом, свой футбольный дом, научитесь зарабатывать на футболе деньги, уважать зрителя, чтобы он понес «денюжку» на стадион, научитесь продавать футбол телевидению и так далее. Конечно, быстрого эффекта не будет. Футбол — культура, которую нужно долго возделывать, может, на это уйдут десятилетия. Как говорили в одном фильме, «может, на это уйдет целая жизнь». А думать только о том, чтобы набить себе карманы... Недеяться на то, что вот скрестим ежа с котом — и все получится, просто наивно. Правильно сказал Андрей Червиченко: если соединить двух нищих, не получится один богатый. Тем более что никто не даст этого сделать. Ну зачем УЕФА, ФИФА лига, которая будет брать откуда-то с потолка деньги, вбухивать их в клубы, раздувать бюджеты, смешить весь мир? Скандалов в российском и украинском футболе и сейчас хватает, а если их соединить, то начнется такой «Содом с Гоморрой», что вынесут всех святых! Футбол не хоккей, где бегают по площадке двадцать человек и, в принципе, зрителям все равно, кто против кого играет. Хоккей не так развит в мире, как футбол. Поэтому он объединяется по принципу транснациональных лиг, которые самодостаточны, не зависят от международной федерации, в нем нет европейских клубных турниров как доминанты, где все мечтают выступать. Этим лигам больше ничего не надо. В футболе есть Лига чемпионов, Лига Европы как вершина клубных соревнований. Там сосредотачивается болельщицкий интерес. И зачем УЕФА, ФИФА какая-то «гибридная» лига под боком, которая будет служить источником раздора и волнений? Слышал, что инициаторы объединенного чемпионата собираются вариться в собственном соку, жить, не оглядываясь на еврокубки и прочие источники заработка, полагая, что рейтинги матчей их лиги будут превышать рейтинги матчей Лиги чемпионов... Но это даже обсуждать смешно. Такое впечатление, что кто-то нарочно вводит в заблуждение Миллера и его соратников, заставляя их впутываться в какую-то авантюру. Хотя вроде взрослые люди, серьезные бизнесмены, все должны понимать лучше нас...
М М.: Да, футбольные консультанты Миллера серьезно постарались, раз он уже заговорил о том, что доходы от телетрансляций чудо-лиги превзойдут лигочемпионские. Из той же серии слова Гинера о том, что он не расстроится от непопадания в этот турнир, если на обьединенном турнире заработает 50 миллионов Евро. Еще бы обьяснил с кого он их собирается получать. Именно в качестве заработка. Впрочем, Лигу чемпионов пока предлагаю оставить в покое. Для начала давай заработки национальных турниров обсудим. Российская Премьер - лига за получает от телевидения примерно 60 миллионов Евро в год. Для сравнения - премьер лига английская получает за продажу прав на трансляции в 7 раз больше. Причем по этому показателю она всего лишь пятая!!! в Европе. Отсюда очередной вопрос - кто и на каком основании заплатит больше, чем за показ матчей турнира ,где регулярно забиты стадионы, на которых зрители с комфортом смотрят футбол на газонах идеального качества и где всегда обеспечена борьба с непредсказуемым исходом? Если речь о телекомпании, принадлежащей источнику того самого миллиарда, то тему можно закрыть. Если же в этом плане рассчитывают на иностранные компании, то соврешенно непонятно - с какого такого перепоя их руководители заплатят бешеные деньги за турнир, который на многих матчах не собирает и половины арен, газоны порой напоминают пастбище, а из некоторых городов нормальная трансляция вообще невозможна? И потому господам - сторонникам спасительного» турнира следующий вопрос - сколько из общего миллиарда будет выделяться на развитие футбольного продукта, который, как нам говорят, будет стоить дороже Лиги чемпионов? Сколько пойдет на модернизацию стадионов в Перми, Нальчике и, например, Самаре? Сколько на привлечение технологий и специалистов, способных сделать и содержать поля на максимально возможном качестве? Чтобы включая телевизор не было сомнений - перед глазами матч элитного турнира, а не междусобойчик мужиков в обеденный перерыв на заводе. Сколько будет выделяться на обучение мененджмента клубов, который должен будет научиться делать из футбольных матчах такие шоу за которые болельщик с удовольствием принесет деньги? А сами клубы под управлением этого мененджмента будут зарабатывать в разы больше, чем сейчас? Какой процент из сказочного бюджета пойдет на вливания в Академии клубов в виде обеспечения всех современными условиями, обучения тренеров и вознаграждения из подготовку юных мастеров для основной команды? Чтобы эти тренеры могли позволить себе не думаю о хлебе насущном заниматься тем, что у них получается лучше всего. Жду, когда Валерий Газзаев соберет пресс-конференцию и столь же красиво расскажет, какая часть миллиардного бюджета лиги причитается футбольным школам в его родной Осетии, тренерам, призванным открывать новых Дзагоевых и учителям в спортивных классах, вынужденных в молодых футболистов вкладывать максимум знаний при минимуме времени. Интересно будет ли рассказ Газзааева об этом столь же убедителен и красноречив, как о премиальных за участие в турнире? Я почему -то именно в этом вижу пользу для российского футбола. И еще – пусть назовут фамилии тех, кто целевое расходование средств будет контролировать и каким образом.
Все пузыри лопаются
К. Л.: Сейчас я уже не пойму, кто Валерий Газзаев больше — президент, менеджер, тренер или глашатай нового проекта? Вот он собирался развивать «Аланию» — а вот уже переметнулся в лагерь профессиональных прожектеров, где запахло большими деньгами. Не думаю, что он порадует нас какими-то конкретными цифрами и расчетами, их у вдохновителей чемпионата, скорее всего, нет. Не воспринимать же всерьез разговоры о том, что они будут продавать телеправа в два раза дороже, чем сейчас. Если только сами себе. Если говорить о тех же телетрансляциях в России, то кто попытался за зиму хоть как-то «продвинуть» этот продукт? Создали «Лигу ТВ», призванную популяризировать российский футбол. И что, кто-то побежал подключать «Наш футбол»? Появились выгодные предложения? Ведь в России гораздо больше людей, желающих смотреть наш футбол, чем то количество, которое его сейчас смотрит. Но никто ничего не хочет делать, чтобы привлечь эту новую аудиторию! Никому ничего не надо! А зачем? Деньги «капают» из бюджета, от компаний с госучастием. К чему заморачиваться с продажей телеправ, нанимать менеджеров, профессионалов в этой области, искать средства на их обучение, заниматься экономикой? Мы совершенно не умеем продавать наш футбол как продукт. И главное, не хотим учиться. Это трудно, да. Надо проявить фантазию, заинтересовать, вложить денежки. Нет, давайте создадим новую лигу — и все получится! Что получится? В Луцке и Мариуполе, где базируются «Волынь» и «Ильичевец», как сказал Юрий Семин, даже нет аэропортов, чтобы туда могли добраться привычным способом наши состоятельные футболисты. Болельщиков у иных украинских клубов, претендующих на участие в гала-лиге, — с гулькин нос, стадионы вместительные тоже не у всех. Господа, затеявшие объединенный чемпионат, не понимают, куда ввязались. Или они думают, что жители двух стран, получающие в среднем чуть больше пятнадцати тысяч рублей, будут платить за футбол, который им не сильно нужен, да еще таким образом, чтобы «отбивались» миллионные расходы?
М. М.: Уверен, что об этой части болельщиков они вообще не думают. А вот куда они вляпались, как раз понимают прекрасно. Вляпались они туда, где правила игры будут устанавливать не они. Вернее так - где им не позволят эти правлиа определять самостоятельно. Что с их амбициями и бизнес - интересами пересекается редко. Тем более от такой наглости тех, кто должен блюсти интересы российского футбола, они за два года правления Фурсенко отвыкли. Вообще по поводу их амбиции и декларации сильно смахивают на мыльных пузырь. Там, куда топовые клубы и чемпионаты шли десятки лет, они хотят оказаться на раз-два. У меня вот какой к Миллеру и компании вопрос. Раз они так уверены, что согласие УЕФА и ФИФА получат, то может быть прежде, чем обращаться к президентам этих федераций обратиться к другому президенту. Родного государства. Чтобы помог, в частности, сформировать состоятельно болельщика у себя стране. Раз у Газпрома столько денег, что им не терпится их отдать украинским коллегам, так может быть озаботиться для начала отсутствием возможностей для трансляций во многих регионах России? Вспомнить, что далеко не всюду до сих про проведен газ. А люди вынуждены жить в трущабах, которые чудом еще не развалились? Может стоит как-то похадатайствовать перед президентом, что надо бы сформировать доступную для большинства людей социалку и помочь сформировать в некоторых отраслях зарплатный фонд таким образом, чтобы люди там тоже захотели жить футболом, а не думать, как дожить до следующей зарплаты. Но им, увы, собственные амбиции все это замечать не позволяют. И мы видим декларацию пира во время чумы. Ну или надувания мыльного пузыря. Содержания которого уйдет на кощунственные зарплаты, дикие премии и способные взбубудоражить всю Европы трансферы. Только с чем мы останемся, когда этот пузырь лопнет? Законов физики еще никто не отменял и такая участь ждет все пузыри.
К. Л.: Разрешение на организацию новой лиги ее создатели собираются не получить у УЕФА и ФИФА, а «сделать», как было заявлено. Это две большие разницы. И это позволяет набросить «революционерам» 1 процент на реализацию их затеи, которая кажется безумной. Ведь даже Вячеслав Колосков, который давал «ноль шансов» на одобрение проекта ФИФА, обмолвился: не исключено, дескать, что организаторы лиги знают то, чего не знаем мы. Может, они уже договорились с Путиным? А тот договорился с Блаттером? А Блаттер договорился с будущим папой римским? Может, газ и нефть уже продали на десятки лет вперед и на эти доходы собирается существовать лига? Мы живем в эпоху, когда на землю падают метеориты и миром правят невидимые правительства. Просто трудно представить, что в футболе, этом консервативном виде спорта, островке стабильности и порядка, где и правила-то поменять трудно, «проканает» такая идея. И потом, резонный вопрос: а вы у болельщиков России и Украины спросили? Им это нужно?