Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Звучит, как правило, комплиментарно и не более того. Исключения редки, но они, к счастью, существуют. 7 февраля исполняется 90 лет Марку Евгеньевичу Тайманову, уроженцу Харькова, подлинному петербуржцу, гордости и любимцу города на Неве.
Лучший шахматист среди пианистов
В неполных 11 лет Марк Тайманов снялся в фильме «Концерт Бетховена». Уточню: в главной роли и с большим успехом. Шахматист, международный гроссмейстер Тайманов боролся за мировое первенство, стал четвертой доской планеты. Пианист Тайманов в дуэте с первой женой Любовью Брук гастролировал по всему миру с неизменными аншлагами, пластинки шли нарасхват. Журналист Тайманов поднимал тиражи «Огонька».
Обаятельный, остроумный телекомментатор Тайманов, разбирая партии матча Гарри Каспарова с Анатолием Карповым, не уступал в популярности участникам этого поединка. Писатель, автор семи книг. Блестящий, остроумный рассказчик. Это, впрочем, уже не профессия, но дар-то редкий. Тайманова, естественно, именуют баловнем судьбы. Кое-кто подшучивает, называя его лучшим шахматистом среди пианистов и лучшим пианистом среди шахматистов. Марк Евгеньевич недавно объяснил мне, что доброй эту шутку не считает. Но вот выяснить, кто же ее автор, так и не сумел.
Мы же постараемся понять, действительно ли гроссмейстер Тайманов — баловень судьбы?
Кража в юбилей
Неприятности у него приключались серьезные. В 1976 году Марк Евгеньевич отмечал свой 50-летний юбилей в популярнейшем тогда ресторане «Садко». Друзей у него много, поэтому «Садко» закрыли от посторонних. В холле была выставлена коллекция завоеванных гроссмейстером золотых медалей. Их бы вполне хватило, чтоб выложить цифру 50. Возраст юбиляра. Гости любовались, поздравляли. И больше эту коллекцию Марка Евгеньевича никто никогда не видел. Украли. Милиция работала активно, но преступление так и осталось нераскрытым. Обидно, конечно. Каждая медаль была добыта в борьбе. Но доводилось Тайманову сносить и более страшные удары судьбы. Сам себя он теперь называет дважды заслуженным мастером спорта. Почему? В 1971 году с Тайманова сняли звание гроссмейстера СССР и стипендию шахматиста сборной страны. Вдобавок перестали выпускать на международные турниры, обвинив чуть ли не в предательстве.
Фаворит стал лишенцем
А ведь в злосчастном 1971-м Тайманов поднялся очень высоко в рейтинге (4-е место) и считался одним из фаворитов в борьбе за мировое первенство. Тут уместно вспомнить, что в эпоху холодной войны спорту придавалось повышенное значение, а уж шахматам — в особенности. Интеллектуальный вид спорта! Мировая корона могла и должна была оставаться в СССР. Именно так много лет и было. Но тут появляется американец Бобби Фишер. Опасен? Бесспорно, но его истинную силу распознали не сразу. Тайманову откровенно не повезло. В 1971 году он первым встречался с Фишером и проиграл ему 0:6. Такого в матчах за мировую корону прежде не бывало. «Советский шахматист не мог уступить американцу со столь неприличным счетом», — решили наверху и... началось. Тайманова лишили всего чего можно, но он, правда, остался международным гроссмейстером, так как это звание — прерогатива ФИДЕ.
Таможенник сказал правду
Сейчас уже Марк Евгеньевич вспоминает те кошмарные дни с улыбкой: «Просто так, за поражение нельзя было начать всю эту травлю. Поэтому, когда я возвращался из Ванкувера после матча с Фишером, на таможне исчез мой чемодан. Проверяли его содержимое (улыбается). А затем уже смотрели в моем присутствии. Нашли книгу Александра Солженицына, который тогда еще был советским гражданином и жил на даче у Ростроповича.
Я знал, что во время матча с Фишером будут пресс-конференции и вопросы о Солженицыне просто неизбежны. Купил, чтобы хотя бы знать, о чем речь.
Начальник таможни мне сказал прямо: ’’Марк Евгеньевич, если б вы выиграли у Фишера и купили бы полное собрание сочинений Солженицына, я бы лично помог вам донести его до такси. А теперь уж не обессудьте’’».
СССР стоял на трех китах: балет, цирк и шахматы. Таможенники обычно не досматривали шахматистов. Хотя случались исключения. «Еще у меня тогда нашли валюту в конверте — 1100 гульденов. Я о ней вообще не думал, — вспоминает Марк Тайманов. — Ведь в том же конверте было и письмо от экс чемпиона мира Макса Эйве, в котором он писал, что это гонорар для Сало Флора и еще кого-то за статьи о шахматах в голландской прессе. Было ясно, что деньги не мои. Но все равно не спасло». Спасение пришло откуда не ждали. Следующим соперником Фишера стал знаменитый датчанин Бент Ларсен и... проиграл с тем же жутким счетом 0:6! А затем Бобби еще разгромил Тиграна Петросяна, и наши власти поняли, что… Тайманов не предатель! Окончательно укрепил их в этой мысли Борис Спасский, которого Бобби разбил в пух и прах в финальном матче за мировую корону.
Вся жизнь — сплошной отдых
Марка Евгеньевича начали выпускать на турниры. Он работал в газетах, на телевидении. Уже в перестройку написал ставшую бестселлером книгу «Я был жертвой Фишера». Вот только звание заслуженного мастера спорта ему все забывали вернуть. Лишь в 1991 году справедливость была восстановлена, что и позволяет гроссмейстеру в шутку называть себя «дважды заслуженным». И чемпионом мира он все-таки стал, даже дважды, пусть и среди сеньоров — шахматистов старше 60 лет.
Два года назад в Петербурге торжественно открылась шахматная школа гроссмейстера Тайманова. Он не знает усталости, объясняя этот феномен со своим фирменным юмором: «Когда я занимался шахматами, я отдыхал от музыки. Когда занимался музыкой, отдыхал от шахмат. Так что вся моя жизнь — сплошной отдых». Баловень, выходит, судьбы? Решайте сами. А пока редакция «Спорта День за Днем» поздравляет мэтра и желает ему крепкого здоровья!