В преддверии матча «Зенита» с «Боруссией», который постепенно выходит из тени Олимпийских игр в Сочи, предлагаем обратить пристальное внимание на Андрея Аршавина и Генриха Мхитаряна — дуэт самых талантливых футболистов с постсоветского пространства последнего времени. Их встреча на «Петровском» может стать дополнительным блюдом той изысканной кухни, которую нам традиционно предлагает плей-офф Лиги чемпионов.
Падение «железного занавеса»
Главное, что объединяет Аршавина и Мхитаряна, — нежелание довольствоваться статусом локальных звезд. Кто бы что ни говорил, но Андрей оставил весьма заметный след в Туманном Альбионе. Вспоминая российского полузащитника, болельщики «канониров» до сих пор спорят на тему того, что же помешало ему реализовать себя на сто процентов. Вариантов высказывается великое множество, но, как кажется, Андрей немного «пересидел» в «Зените».
Генриху в данном контексте проще, потому что он по-прежнему холост, у него нет детей, а значит, и концентрироваться исключительно на футболе ему легче. Во многом ведь именно семейные проблемы в первую очередь занимали голову Аршавина, в результате чего и застопорилось его развитие в «Арсенале». Арсен Венгер не раз повторял, что доволен подопечным, тем объемом работ, который тот выполнял на тренировках. Поняв, что семью уже не сохранить, Андрей решился на возвращение в «Зенит». В то же время первый сезон он провел очень ярко, даже по сравнению с тем, что сейчас демонстрирует Мхитарян в «Боруссии».
Гетцезаменитель
Хорошую характеристику Генриху дал его наставник Юрген Клопп: «Когда Мхитарян чувствует легкость на поле, он превращается в выдающегося футболиста». Для армянина эти полгода в дортмундском клубе, по сути, разбились на три отрезка. Начиналось все, как в сказке, если забыть о травме во время «предсезонки», — голы и передачи полузащитник начал организовывать, как только поправился и появился на поле. Дальнейший спад можно объяснить умопомрачительным количеством травм, свалившихся на «Боруссию». После ухода Гетце и Кагавы команде и так пришлось потратить немало времени на перестройку. Неудивительно, что в этих отнюдь не идеальных условиях что-то застопорилось и у Мхитаряна, которому помимо обычных функций приходилось еще думать и об обороне, а она с каждым матчем пожарила все больше.
Дошло до того, что во время зимнего перерыва Клопп отрядил Мхитаряна на позицию опорного полузащитника. Безусловно, у Генриха есть все необходимое, чтобы организовывать быстрый переход из обороны в атаку, но для этого под ним или рядом должен быть еще кто-то, кто сконцентрируется на разрушительных действиях. Поэкспериментировав, Клопп понял, что уж лучше пускай там будет располагаться кто-то из трио Шахин — Кель — Гюндоган. Так что сейчас армянский футболист может спокойно заниматься тем, что умеет лучше всего, — отдавать обостряющие вертикальные передачи, лично тащить мяч к чужой штрафной, больше настраиваясь на пас, но держа в голове возможность решающего удара. При этом «Зениту» стоит опасаться постоянных смещений Мхитаряна на фланги, где он часто, выбегая из-за спин партнеров, рвет офсайдную ловушку.
Как только стали поправляться травмированные, Генрих вновь заблистал. В трех последних матчах желто-черных у него два гола и две результативные передачи.
Вся соль в Лиге чемпионов
Главное отличие трансфера Мхитаряна в «Боруссию» от возвращения Аршавина в «Зенит» в том, что армянин приобретался на вакантную позицию, освобождавшуюся после ухода Марио Гетце в «Баварию». Возможно, кстати, цифры 27 млн евро и статус самого дорогого приобретения в истории «Боруссии» сказались на некоторой зажатости экс игрока «Шахтера». Но это зависит от конкретного человека. Например, Аршавин, как кажется, только ловил кайф от осознания того, какую сумму за него выложил далеко не последний в европейской футбольной иерархии клуб. Ему как раз и хотелось доказать всем: да, я такой, я достоин этих 16,5 млн евро.
При этом Андрей наверняка понимал, что безболезненно войти второй раз в ту же реку ему вряд ли удастся. Данни, Халк, Широков — каждый из них успел доказать Лучано Спаллетти свою состоятельность и необходимость для команды. А вот экс-«канонира» Мистер принял исключительно как игрока ротации. От звонка до звонка экс капитан сборной России провел лишь три матча в текущем сезоне — два в чемпионате и один на Кубок. При этом порой, как в Самаре против «Крыльев Советов», Аршавин показывал, что ему достаточно и тайма, чтобы напомнить всем, кто забыл, за что его покупал «Арсенал».
И все же игра в чемпионате не показатель. Лучше анализировать игру футболистов в противостояниях с самыми сильными, а в нашем случае это Лига чемпионов. В ситуации с Аршавиным прослеживается тенденция, при которой он был одним из лучших в команде на стадиях квалификационного турнира и плей-офф (два гола и две передачи), а на групповом этапе все это куда-то исчезло. И сложно понять: это так сам игрок не выделялся на фоне партнеров или же «Зенит» играл настолько неуверенно, что у Андрея не получалось себя проявить? За 182 минуты на поле зенитовец отметился двумя ударами, лишь один из которых пошел в створ ворот, а также восемью прострелами — только три дошли до адресата. У Мхитаряна показатели получше: двенадцать ударов, шесть в створ, один гол и одна штанга, два прострела, один из которых точный.
Без Данни и Широкова
Если бы 1/8 финала Лиги чемпионов состоялась в декабре, шансы на появление Аршавина в стартовом составе сине-бело-голубых сводились бы к минимуму. Сейчас ситуация иная. Мигель Данни в последнем товарищеском матче получил травму, Роман Широков пропустил весь сбор в Турции, а Александр Рязанцев не включен в заявку на Лигу чемпионов. Аршавин наряду с Акселем Витселем и Анатолием Тимощуком провел по ходу «межсезонки» все десять матчей, причем, как отмечают наблюдатели, выглядел весьма неплохо. Особенно в игре с БАТЭ, где в отсутствие Халка стал самым опасным игроком «Зенита».
Мхитаряна многие называют новым лицом постсоветского футбола в Европе. Доказать обоснованность данного статуса армянин должен в очном противостоянии с бывшим обладателем громкого звания — Аршавиным. И если Генрих уже абсолютно точно не сыграет на чемпионате мира в Бразилии, то для Андрея наступает час икс: доказать свою состоятельность Капелло у него еще есть время.