После ухода с должности главы инспекторского комитета арбитр ФИФА Алексей Спирин никуда не ушел из футбола. Он продолжает работать на матчах и помогает новому главе судейского корпуса Роберто Розетти искать и воспитывать новых арбитров на перспективу. О том, как идет эта подготовка, украинском опыте и приглашении в наш чемпионат иностранных арбитров Спирин рассказал в интервью «Спорту».
Готовим судей к ЧМ-2018
— Алексей Николаевич, чем занимаетесь сейчас?
— Я сейчас член судейско-инспекторского комитета, только что вернулся с матча Лиги Европы, где был инспектором. Сейчас вновь готовлюсь к встрече с Роберто Розетти и Гарсиа Арандо. С ними я провел целый месяц, помогал вырабатывать программу действий, которую они будут реализовывать здесь. Я по-прежнему не последний человек в судейских делах (улыбается). Занимаюсь обучением и поиском молодых судей, готовлюсь к турниру имени Льва Яшина, где молодежная команда «Динамо» встретится со своими зарубежными коллегами. Будем проверять на нем кандидатов на ЧМ-2018, которых мы с Арандо и Андреем Будогосским уже наметили.
— Неужели смотрите так далеко вперед?
— Это молодые ребята, которые через семь лет будут готовы вступить в честную конкурентную борьбу за право судить чемпионат мира. И на этом турнире будет их первая проверка — и главных арбитров, и помощников. А потом мы уже совместно будем вырабатывать программу их дальнейшей подготовки. В августе пройдет международный юношеский турнир в Самаре, на котором тоже будем заниматься поиском молодых талантливых судейских звездочек. Приглашаем туда 16 арбитров из Поволжья, совсем еще молодых. Будем их там проверять и учить. Я там буду и главный судья, и главный лектор, и главный инструктор.
— Назначение Розетти поможет поднять авторитет российских судей в мире?
— Может быть, поможет. А может, и нет. Но я надеюсь, что его имя, а также его контакты наряду с нашими контактами будут дополнительными капельками в общую копилку. И мы будем вместе продвигаться к той мечте, которая у нас есть, — достойно представить судейскую команду на чемпионате мира 2018 года. Насколько это реально — сегодня говорить рано. Но по крайней мере это какой-то шаг — свежий, новый. И есть здесь моменты, способные сработать. Только их надо очень тщательно продумать, встроить в систему общей подготовки арбитров. Потому что, какими бы ни были связи, если мы сами здесь не найдем и не воспитаем достойных людей, которые пройдут в течение четырех лет усиленную подготовку, никто просто так за красивые глазки их не назначит.
Мог оказаться на месте Коллины
— Сколько времени нужно для подготовки хорошего арбитра?
— Воспитание хорошего судьи, как правило, занимает от 6 до 8 лет. У нас задач очень много, а времени на самом деле очень мало. За ближайшие три года надо отобрать судей и довести их до топ-класса арбитров УЕФА, чтобы они судили матчи Лиги чемпионов. У нас сегодня есть такие ребята — Николаев, Безбородов. Но к 2018 году Николаев не пройдет по возрасту, Безбородов будет на грани — ему исполнится 45 лет, Лаюшкину — столько же. Поэтому нам надо искать совсем других ребят. Вот мы сейчас и отобрали пять кандидатов, которым сейчас по 30–32 года. Через семь лет им будет 38–39 — самый оптимальный возраст для арбитра по версии ФИФА.
— Как вы расцениваете опыт наших украинских коллег, которые пригласили в свой судейский корпус Пьерлуиджи Коллину?
— Я тоже рассматривался кандидатом на эту должность, у меня состоялась встреча с Григорием Суркисом. Там вопрос ведь не только в поиске и подготовке судей в преддверии чемпионата Европы. Там зашел очень серьезный разговор о противостоянии киевского «Динамо» и «Шахтера». Руководителей федерации обвиняли в том, что они протежируют киевлянам. И важно было разрубить этот узел противоречий именно какой-то политической фигурой, создать независимую организацию, в которой обычный способ назначения судей не подвергался бы сомнению. Так что этот шаг со стороны Григория Суркиса выглядел очень смелым.
— И оправданным, как показало время?
— Сейчас на Украине доверие к судьям возросло через призму личности Коллины. И если раньше недовольство судейством выливалось во взаимные обвинения двух ведущих клубов страны, то сейчас даже матч за Суперкубок с мелкими ошибками арбитра не вылился в громогласные обвинения. Ошибки судей стали рассматриваться как неотъемлемая составляющая часть футбола. И Юрий Семин, кстати, подчеркивал, что судьи на Украине обрели доверие.
— Вас не смущает, что и у нас, и у соседей приглашение иностранцев становится какой-то панацеей? Получается, нет пророков в своем отечестве?
— Смущает, конечно. Я думаю, что хорошая кадровая проверка наших людей тоже могла бы увенчаться успехом. У нас тоже есть кому этим делом заниматься. Но здесь, я думаю, руководители пытаются внести состязательный дух между людьми, дух хорошей конкуренции и независимости. Поживем — увидим. На каком-то историческом этапе приглашение иностранцев срабатывало, на каком-то — нет. Посмотрим.
Москва