• Андрей Гордеев: «Главное – вдохнуть душу»

    Персона

    14.02.11 16:59

    Андрей Гордеев: «Главное – вдохнуть душу» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Еще не успели отзвучать все реквиемы по подмосковному «Сатурну», а его бывший наставник уже возглавил другую команду – донецкий «Металлург».

    Что, впрочем, неудивительно, ведь молодые талантливые ­кадры везде и всегда нарасхват. В перерыве между первым и вторым сборами своего нового клуба Андрей Львович на три дня заехал в Москву и любезно нашел время для разговора с корреспондентом «Спорта день за днем», в котором рассказал, как собирается бороться с «Шахтером», кто из игроков «Сатурна» может появиться в его новой команде, а также чего он ждет от мартовской игры против «Динамо» Юрия Семина.

    Задача – еврокубки

    С: Андрей Львович, как настроение, как атмосфера на новом месте работы?
    Рабочая атмосфера, я понял, что попал в достаточно профессиональный коллектив. Перед тренерским штабом и перед всей ­командой поставлены сложные, но интересные задачи. У меня есть силы, желание и умение для того, чтобы их решить.

    С: Так каковы же они, задачи?
    Мы обсуждали этот вопрос с руководством – хотелось бы, чтобы по итогам чемпионата команда заняла место, которое позволит играть в еврокубках. Сделать это, в принципе, достаточно сложно, но такие задачи этим и интересны – своей сложностью. Но будем стараться, я вижу, чувствую ­команду, за то время, что прошло с момента моего назначения, нам удалось узнать друг друга, познакомится, понять принципы работы, определить направление движения. Я доволен – пока не результатом, конечно, а тем настроем, который я увидел. Команда не зажата, чувствует, что надо ситуацию исправлять, но это на них не давит, все настроены на работу, это радует.

    С: Как возник вариант с Донецком?
    Руководство позвонило мне после того, как прошла информация о том, что «Сатурн» снимается с розыгрыша премьер-лиги. Мы встретились, поговорили, после встречи все сомнения, которые могли бы быть, отпали. Я понял, что имею дело с профессионалами, которые заинтересованы в развитии своего клуба. А такой подход всегда импонирует.

    С: Помимо «Динамо» и «Шахтера», которые доминируют в украинском чемпионате, кого еще видите серь­езным соперником для «Металлурга»?
    Вообще-то, все команды. Лидеры – те, кого назвали вы, плюс «Днепр», «Металлист» и целый ряд других команд. Легко, думаю, не будет ни с кем, это футбол, к сопернику надо относиться с уважением, не боясь его. Важно ведь, что ты собой представляешь, а не то, кто перед тобой, с кем ты играешь.

    С: Вы согласны с тем, что в последнее время украинское первенство теряет статус соревнования двух команд, появляются новые острые соперничества, да и на международной арене клубы, помимо «Динамо» и «Шахтера», все ярче проявляют себя?
    Это вполне нормально и существует во многих чемпионатах – есть лидеры, а есть еще три-четыре клуба, которые составляют им достойную конкуренцию. То есть это общемировая практика, и чемпионат Украины не исключение.

     

    С: Но тем не менее его уровень все-таки ниже российского?
    Вы знаете, я бы не стал сравнивать и делать такие заявления, потому что это по меньшей мере не совсем корректно, да и тяжело это сделать объективно. Так что воздержусь от каких-то оценок, потому что ­команды топ-уровня – опять же «Шахтер» и киевское «Динамо» – как минимум не уступают нашим грандам.

    С «Шахтером» тягаться тяжело

    С: А о чем, на ваш взгляд, говорит тенденция приглашения в украинские клубы иностранных тренеров? Это и вы, и Семин, и Мирча Луческу, и Хуанде Рамос...
    Здесь трудно делить на иностранцев и на местных. Есть специалист, тренер, у него имеется определенная доля профессионализма и задачи, которые он принимает или не принимает, когда приходит работать в тот или иной клуб. Поэтому тут все намного проще.

    С: За пока еще короткое время, проведенное в Донецке, вы успели ощутить то, как за команду болеют? Ведь известно, что в этом городе подавляющее большинство переживает за другой клуб – «Шахтер»...
    Действительно, пока я провел слишком мало времени в Донецке, ведь команда работает на сборах. Но я имею представление о том, что нам, естественно, будет тяжело тягаться с «Шахтером», такая же участь, например, у киевского «Арсенала». Но те болельщики, которые есть у «Металлурга» и которых, я надеюсь, прибавится еще, будут искренними поклонниками команды. Надо ими дорожить, привлекать на стадион. Но это, наверное, больше работа клуба...

    С: Игра с «Шахтером» будет для вас самой принципиальной? Или, может быть, противостояние с семинским «Динамо»?
    Вы знаете, я думаю, что важна каждая игра, она приносит в копилку клуба очки, а делить соперников на принципиальных и непринципиальных я бы не стал. Важно, что ты сам собой представляешь, – я уже говорил об этом выше, повторюсь. Так что принципы могут быть только такими.

    С: Но пятого марта вы стартуете в чемпионате как раз матчем против команды Юрия Павловича. Неужели нет никакого дополнительного волнения?
    Волнение присутствует всегда, это нормальное состояние перед стартом, которое проходит, как только все начинается. Но оно будет ничуть не большим, чем перед следующим матчем. Так что как-то особенно некоторые встречи мне выделять не хотелось бы. Но то, что будет приятно увидеться с Юрием Павловичем и Борисом Петровичем (Игнатьевым – С), – это да! (Смеется.)

    Комплектование по возможностям

    С: Тогда вопрос об инфраструктуре: в распоряжении «Сатурна» была роскошная база и замечательный уютный стадион, а как в этом плане дела обстоят на вашем новом месте работы?
    Вы знаете, особых отличий, наверное, нет: здесь тоже прекрасная база, да и стадион мало чем уступает арене в Раменском. Вы понимаете, здесь главное – вдохнуть душу во все это. Ведь можно построить хорошую базу или стадион, но ведь важно, чтобы все это работало на благо футбола, команды. А это, на мой взгляд, самое сложное. Возвести что-то – проблем нет, а вот как сделать так, чтобы оно на сто процентов, а то и больше, функционировало, – вот это непросто.

    С: О комплектовании команды что-то конкретное сказать можете? Возможно, уже есть какие-то планы, наработки?
    Безусловно, надо было для начала познакомиться с командой, и когда я посмотрел диски с записями, я понял, что в составе есть ребята, которые заслуживают внимания, уважения. И на первом сборе мы как раз знакомились друг с другом, с общими принципами нашей дальнейшей работы. И если даже будут какие-то изменения в плане комплектации, то, думаю, нерадикальные. Надо ведь понимать и возможности клуба.

    С: Кто-то из «Сатурна» может по­явиться у вас в «Металлурге»?
    Действительно, мне бы хотелось, чтобы ряд футболистов поработали со мной. Дело в том, что когда ты действительно переживаешь, искренне заботишься о том, чтобы футболисты, с которыми ты занимаешься, полностью реализовали свой талант, ты прикипаешь к ним душой, появляются какие-то отношения. Так что, повторюсь, мне бы очень хотелось, чтобы ряд игроков перешли ко мне в донецкий клуб. Однако здесь другие механизмы работы, здесь включаются интересы клубов, игроков, так что мне тяжело сказать, насколько это вероятно.

    С: Но тем не менее с кем-нибудь из своих бывших подопечных хотя бы разговаривали о такой возможности перехода?
    Знаете, самое главное, что несмотря на тяжелую ситуацию, в которую попал «Сатурн», мы действительно расстались, честно смотря друг другу в глаза. И при встрече с удовольствием пожмем друг другу руки и поблагодарим за совместную работу. Я со многими игроками остаюсь на связи, мы контактируем, общаемся, и, конечно, с некоторыми мне хотелось бы поработать сейчас или в будущем. Но загадывать, что какой-то переход случится здесь и сейчас, трудно, не все зависит от желания тренера и футболиста.

    Ефремову верили

    С: Кстати, как вы отнеслись к тому, что в прессе были опубликованы конкретные цифры задолженности перед игроками команды?
    Я этого не читал, честно говоря, но отношусь к этому, мягко говоря, негативно. Во-первых, откуда эта информация появилась? А во-вторых, все футболисты – профессионалы, и эти их условия ничуть не лучше, чем в других клубах, деньги они действительно зарабатывают достаточно тяжелым трудом, который дается непросто. То, что произошло в «Сатурне», – это финансовая ситуация, которая может произойти в любом самом успешном клубе, даже европейском. Но важно расставаться цивилизованно, понимать, что за всем этим стоят люди, какие-то человеческие отношения, человеческие жизни. И многим людям, не только футболистам, все это небезразлично. Но надо уметь пре­одолевать трудные моменты, хочется, чтобы было именно так. Для многих работа в «Сатурне» – это целая жизнь там, в Раменском, в Подмосковье, которую они ­проживали с клубом, отдавали себя целиком. Они делали свою работу профессионально и честно, и у меня возникает чувство огромного уважения, что я работал с такими людьми – с обслуживающим персоналом, руководством команды. А то, что произошло, – это жизнь, что поделаешь. И мне бы хотелось, чтобы было понятно: ни деньги, ни что-то еще не заменят того, что люди потеряли, скажем так.

    С: А вы действительно верили, что можно спасти команду? Верили тому, что говорил бывший генеральный директор клуба Игорь Ефремов?
    Ну, естественно, мы все верили, надеялись до конца, что это произойдет.

    С: А тогда как вы расценили тот факт, что Ефремов в последний момент оставил команду, получив хорошую должность в структуре РФС?
    Вы понимаете, мне меньше всего хочется, чтобы мы делали какие-то выводы в отношении кого-то, указывали пальцем... Все, что было сделано тогда, было в тот момент и прокомментировано, как раз с целью создать определенную волну, привлечь дополнительное внимание к клубу. Потому что ситуация действительно была очень сложная. И я думаю, что сделано все было достаточно верно и правильно. А сейчас начинается какое-то копание в грязном белье...

    С: Но в такой ситуации это, наверное, неизбежно...
    Может быть, но даже если возвращаться к истории с опубликованными контрактами игроков, то кто-то несведущий возьмет газету и очень удивится этим цифрам... Но поверьте, если другие клубы опубликуют суммы договоров своих игроков, то будет то же самое. Здесь вопрос такой – хотим мы играть в футбол или не хотим. Хотим чемпионат на уровне европейских или вернемся лет на 10–15 назад...

    С: Ну, с зарплатами игроков все более-менее понятно, вызывает удивление тот факт, что Ефремов до последнего говорил, мол, все будет хорошо, а потом взял и внезапно покинул клуб. Умыл руки, что называется. Вот это не совсем понятно.
    У меня лично мнения, что человек умыл руки, нет. Я так не думаю и не считаю, здесь все было сделано, на мой взгляд, верно.

    С: Он с вами советовался по поводу этого решения или просто поставил перед фактом?
    Ситуация была достаточно сложная, поэтому мы с Игорем Викторовичем были все время на связи, а решение это было принято для того, чтобы привлечь внимание руководства, чтобы они поняли, что все довольно серьезно.

    С: А вы не думаете, что если бы вся эта печальная история закончилась раньше, то для всех в клубе и команде было бы только лучше?
    Конечно, я реально понимаю, что можно было бы выйти из этой ситуации с наименьшими потерями, к примеру, попытаться трудо­устроить игроков, выручить за это определенные средства. Расплачиваясь параллельно с персоналом, футболистами и так далее. Но все искренне надеялись, еще раз повторю, что команда и клуб продолжат свое существование.

    Надо создавать зрелище

    С: У вас в «Сатурне» было много возрастных футболистов – не будет ли у них сейчас проблем с трудо­устройством, особенно на фоне обнародования их контрактов?
    Вы знаете, наверное, это возможно. Найти команду не так просто, почувствовать себя своим в ней – тем более, а самое главное – чтобы игра команды соответствовала возможностям игроков. И все эти моменты взаимосвязаны, и очевидно, что кто-то из ребят сейчас будет испытывать трудности. Хотя все игроки в команде были личностями, мне было приятно работать с опытными футболистами, с подрастающей молодежью. Потому что благодаря ребятам, которые уже многое прошли в футболе, и Саша Сапета, и Эмир Махмудов хорошо прибавили, а на следующий год подрастала еще плеяда игроков...

    С: В прошлом году погибла «Москва», в этом – «Сатурн». Это какая-то тенденция?
    Все меняется, футбол становится более затратным, более профессио­нальным, сюда приходит частный капитал, уходят госбюджеты, это хорошо и правильно. Грядут перемены, и мы все хотим зрелища, более продаваемого, интересного, нам важно это понимать и создавать это зрелище, чтобы футбол был окупаем, чтобы это было действительно выгодно не только тем, кто находится в команде.

    С: А разве «Москва» и «Сатурн» не показывали зрелища?
    Показывали. Но, как и везде, футбол эволюционирует, в нем выживает сильнейший.

    С: Не связываете такие перемены в российском футболе с приходом к власти Сергея Фурсенко и его ­команды?
    Лично я это ни с кем не связываю, это такие процессы, которые случаются и происходят вне зависимости от того, кто в данный момент у власти.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»