Всего за год работы с «Црвеной Звездой» Миодраг Божович вернул белградскому клубу титул чемпиона Сербии. На второй сезон черногорец решил покинуть команду и, как пишут сербские СМИ, предложил в качестве преемника работающего со «Спартаком» из Суботицы россиянина Андрея Чернышова, который ранее также возглавлял московский «Спартак». Корреспондент «Спорта День за Днем» связался с Чернышовым, чтобы узнать подробности возможного назначения. Обсудили также его положение в «Спартаке», российский чемпионат и будущее молодежного футбола.
Рано говорить, что я возглавлю «Црвену Звезду»
— Насколько понимаю, ситуация с Божовичем и «Црвеной Звездой» еще не определена, — признался Чернышов. — Тренер поставил ряд условий перед руководством. Контракт у него до лета 2018 года. Насколько я знаю из журналистских кругов, Божович пообщался с руководством клуба и сказал, что хотел бы, чтобы после него команду возглавил Чернышов. Но пока о чем-то говорить рано, официальные лица со мной на сегодняшний день не связывались.
— Тем не менее, вы считаете себя готовым к такому вызову?
— У тренеров всегда есть какие-то стимулы к тому, чтобы расти и добиваться высоких результатов. «Црвена Звезда» — большой клуб, с традициями. Мне было бы интересно поработать там, это сложно — требовательные болельщики и руководство, «Звезда» должна всегда быть чемпионом. К тому же в еврокубках команда давно не играла — это тоже одна из главных целей руководства. Предметного предложения нет, но в обозримом будущем я бы с удовольствием возглавил такой клуб, как «Црвена Звезда».
— В Суботице вас все устраивает? Нет ощущения, что засиделись?
— Мне комфортно в «Спартаке» и в самом городе. Ко мне уважительно здесь относятся. Пока я не так давно работаю в клубе, решаем только локальные задачи. В прошлом сезоне нужно было сохранить место в чемпионате, в этом — в короткий срок сформировать новую команду. В межсезонье состав сменился почти на 80 процентов. Поэтому работы было много, сейчас достаточно молодых футболистов, у нас неопытная линия обороны, хоть и демонстрирующая свою перспективу. Но, несмотря на это, мы успешно провели первую половину сезона и уже боремся за попадание в первую восьмерку. Это дело нужно довести до хорошего конца, а потом уже можно будет смотреть различные варианты, если они будут.
— Пока задача выполняется — «Спартак» делит 8-9 места с «Вождовацем». Реально ли попасть в тройку?
— Ввиду вышеупомянутых проблем, я с опаской ждал этого сезона. Но потом даже не ожидал, что результат будет настолько хорошим. Радует, как футболисты восприняли наши требования и как начали играть. Да, где-то нам не хватало стабильности, по ходу сезона мы могли проиграть даже с крупным счетом, но это издержки молодой команды. На протяжении 7-8 игр сложно показывать одинаково хорошую игру и держать себя в форме.
Задачи перед командой озвучены — попадание в первую восьмерку, но я ребятам говорю: «Идем от матча к матчу». Ситуация вырисовывается так, что надо бороться за более высокие результаты. Если весной все складывается успешно, надо попытаться, возможно, приблизиться и даже к тройке.
— Так понимаю, талантливые ребята подобрались. Могут ли на кого-то из них обратить внимание российские скауты?
— Конечно. Всегда говорю, что в Сербии много талантливых футболистов. Недаром юношеская сборная U19 выиграла Евро-2013, а потом «молодежка» — чемпионат мира — 2015 U20 в Новой Зеландии, обыграв бразильцев в финале. В моем «Спартаке» было два игрока из той команды, правда, сразу же по окончании сезона они перешли в «Црвену Звезду». Другой футболист ушел в «Войводину». За них «Спартак» получил неплохие деньги, а сейчас пришли другие перспективные ребята, на которых вновь обращает внимание ведущие клубы Сербии — те же «Црвена Звезда», «Войводина», а также «Партизан». Маленькие сербские команды не засвечены в Европе, а поэтому вынуждены работать на благо более крупным клубам внутри страны. Уходят за небольшие деньги. А уже в условной «Црвене Звезде» скауты находят этих же ребят, воспитанных в таких командах, как наша, и покупают их за больше деньги. Поэтому не раз заявлял уже, чтобы следили за «Спартаком» и другими небольшими командами Сербии, где тоже есть перспективные ребята, которых можно взять дешевле и без посредника в виде «Звезды», «Партизана» или «Войводины».
— Никогда не хотелось пригласить кого-то из россиян?
— Всегда хочется видеть в команде своих соотечественников. Но брать молодого парня на перспективу нецелесообразно. Местные ребята ничуть не уступают по своему таланту другим. А квалифицированный футболист в «Спартак» не поедет. К тому же в первой российской лиге игроки будут получать заметно больше, чем в высшем дивизионе Сербии.
Хочется, чтобы Писарев возглавил клуб вроде «Уфы», «Оренбурга» или «Краснодара»
— Николай Писарев покинул молодежную сборную и может уйти с должности спортивного директора РФС. Не интересно ли вам было бы вернуться к работе с молодежью?
— На сегодняшний день, нет. Я прошел этот этап. Набрался хорошего опыта, удалось поработать со многими замечательными футболистами, многие из которых потом играли в сборной, взявшей бронзовые медали на Евро-2008. Это было замечательное время, но сейчас хочется работать в клубе. Писарев, полагаю, как и я когда-то, почувствовал, что готов к клубной работе. К этому надо с пониманием отнестись, пожелать удачи в дальнейшей работе. За свои семь лет «молодежка» показывала неплохие результаты. Долгое время сборная не могла попасть в финальную часть чемпионата Европы, но Писарев преодолел-таки этот рубеж. И сейчас в первой сборной играют ребята, которые прошли через него.
— Действительно Писарев заявил о желании поработать с клубом. Как приходит понимание, что хочешь выйти на новый уровень?
— У каждого по-своему. Я, будучи тренером «молодежки», получил приглашение от «Спартака» и как раз попробовал себя в такой работе. Но потом сложились обстоятельства, что остался в молодежной сборной на еще один цикл. Однако тогда я понимал, что после него уйдут футболисты, с которыми работал не первый год. Из-за этого появились мысли, что нужно двигаться дальше и идти на каждодневную работу в клубе.
— После «молодежки» вы возглавили тбилисское «Динамо», а в России мало где работали. Может быть, есть, что посоветовать Николаю Писареву, например, выбрать первый клуб за рубежом?
— Не мне советовать. У людей могут быть свои обстоятельства. Николай — человек опытный, наверняка общался со своими коллегами-друзьями на этот счет. Хочется, чтобы Писарев попал в хороший стабильный клуб, где есть качественные футболисты, стабильное финансирование. В наши дни стабильность в клубе — это огромный плюс для тренера, потому что не приходится задаваться вопросами зарплаты, премиальных, а концентрируешься исключительно на тренировочном процессе.
— По такому описанию в ПФЛ клуб Писарев себе не найдет, да и в ФНЛ с трудом…
— Сложно обсуждать конкретные варианты. Но создавались же клубы, которые от низшей лиги поднимались в премьер-лигу. Помним путь «Краснодара», где все было стабильно в финансовом плане. «Урал» долгое время играл в ФНЛ, но у них тоже было все в порядке. «Оренбург» впервые вышел в премьер-лигу, но мы видим, что у них нет проблем с финансами. Да, пока еще какой-то клубной инфраструктуры не хватает, но все налаживается. «Уфа» не так давно в «вышку» поднялась из второй лиги. Тоже со временем решили все вопросы со стадионом. Стабильные клубы есть, найти можно и в первой, и даже во второй лиге. Хочется, чтобы Николай возглавил похожий клуб.
В Голландии человек, отвечающий за подготовку молодых игроков, — второй в клубе по зарплате
— Стоит ли Станиславу Черчесову поставить тренером в «молодежку» «своего человека», которому он мог бы полностью доверять?
— Станиславу Саламычу стоит сконцентрироваться на своей работе. У него сейчас тяжелое время. На его долю выпала смена поколений в сборной, ему нужно интегрировать в команду молодых. О молодежной и юношеских сборных думать Черчесову не нужно. Лоббировать своего человека? Это прерогатива РФС и его президента, который должен выбрать достойного специалиста, знающего российский футбол и его молодежь. В других странах такого нет, чтобы пришел главный тренер и предлагал своих кандидатов в «молодежку». Ни в Германии, ни в Италии, ни в Англии этого нет.
— У тренера первой команды и молодежной сборной совершенно разные цели и задачи?
— Меня удивляет, когда начинают говорить про условного Фабио Капелло или Гуса Хиддинка: «Вот он сейчас выстроит пирамиду, инфраструктуру». Не бывает такого, нужно концентрироваться на национальной сборной и приносить результат. Вот начнет он выстраивать свою пирамиду, а через 4 месяца его снимут, и что со всем этим делать новому тренеру? Здесь должна быть другая система, нужен спортивный департамент, отвечающий за подготовку молодежи на долгие годы вперед. Именно спортивный директор должен заниматься выстраиванием какой-то системы. А главный тренер сборной — лишь часть всей системы футбола страны.
Когда-то был в «Аяксе», смотрел, как работают молодежные и юношеские команды. Разговор с местными тренерами зашел о зарплатах. Так мне сказали, что самую высокую получает специалист, тренирующий первую команду, а следом идет человек, отвечающий за юношеские команды в клубе.
— Есть ли понимание, кто у нас готов справиться с такими задачами? Михаил Галактионов не первый год занимается с юношескими сборными, Владислав Радимов определенных успехов с «Зенитом»-2 добился…
— Можно вспомнить также Александра Бородюка, который даже возглавлял молодежную сборную. Не стал бы кого-либо лоббировать, но я против иностранных специалистов. У нас много достойных тренеров — как перспективных, так и опытных. Иногда в Европе смотришь, «молодежку» доверяют тренеру, которому уже под 60. Но от этого успех не зависит. Специалист в первую очередь должен быть грамотным, знать российский футбол от и до.