Бывшая звезда петербургского «Зенита» и сборной России, а ныне игрок «Кайрата» из Алма-Аты, в начале нынешней недели неожиданно посетил российскую столицу и встретился с ребятами из команды К11, которые тренируются в Новогорске под руководством Валерия Непомнящего. В интервью корреспонденту «Спорта День за Днем» Андрей Аршавин высказал свою точку зрения на причины провала нашей сборной на Евро во Франции, поведал о том, как ему живется в Казахстане, а также нашел отличия между английскими и российскими журналистами.
Не знаю, смог бы или нет после крупной неудачи сравнить себя с г…
— Андрей, вы недавно, если верить интернету, пообещали лично побрить наголо какого-то журналиста из Казахстана, который в форме пари выразил сомнение, что вы забьете восемь мячей в чемпионате этой страны. Начиная беседу с вами, возникают серьезные опасения за свою шевелюру…
— Ну, вы же никакого пари относительно моей результативности не заключали, так что можете не беспокоиться (улыбается). А что касается эпизода, о котором вы говорите, действительно, какой-то очень дерзкий журналист оказался. Но я-то восемь мячей уже забил за «Кайрат», так что можете в ближайшее время ждать соответствующего видео в интернете.
— Будем следить! В продолжение темы представителей СМИ: где, на ваш взгляд, самые назойливые и бесцеремонные журналисты — в России или в Англии, где вам довелось выступать за лондонский «Арсенал»? Где вас больше доставали?
— Сейчас меня уже никто не достает. На самом деле работа в Англии организована намного проще и профессиональнее. Если в России тебе за день могут позвонить пять корреспондентов, то в Англии за все четыре проведенных там года лишь раз позвонил ваш коллега. Там весь процесс общения с футболистами идет через клуб.
— Есть такие вопросы, на которые вы уже устали отвечать?
— Конечно, бывают вопросы повторяющиеся, но это не значит, что они мне надоели. Просто если меня не о чем спросить, кроме банальностей, можно предположить, что у журналиста не хватает фантазии. А что я могу сделать в таком случае?
— Хорошо, намек понял. Давайте поговорим о нынешней сборной России. Вы наверняка смотрели Евро-2016, видели, как выступила во Франции наша команда. Как думаете, плачевный результат объективно отражает сегодняшний уровень российского футбола?
— Видимо, да, если сборная не смогла выйти из группы даже при таких условиях, когда это можно было сделать, даже заняв третье место. Значит, к сожалению, пока таков наш уровень.
— А в чем причины, что он настолько низок?
— Думаю, дело в том, что те футболисты, которые еще застали советскую школу, систему подготовки, уже сходят со сцены, а у поколения, воспитывавшегося в 90-х годах и позже, уже не было возможности получить такие умения и навыки, которые требует современный футбол.
— Вы можете себя представить в роли одного из футболистов сборной, которые после провала на групповом этапе Евро зашли в гостиничный номер к главному тренеру и дружно произнесли, что «мы — г…»?
— Честно говоря, не знаю. Поверьте, после многих матчей в своей карьере у меня были мысли, насколько плохо я сыграл. Но сравнить себя с этим словом — не знаю, смог или не смог бы сделать это.
— Новый наставник российской сборной Станислав Черчесов — оптимальный вариант для нашей команды?
— Почему нет? Те тренеры, которые входили в список кандидатов, имели свои плюсы и минусы, но раз выбор в итоге пал на Черчесова, значит, он сумел убедить Виталия Леонтьевича Мутко в том, что является на данный момент лучшим вариантом для российской сборной.
— Кстати, в минувшую субботу Виталий Мутко был переизбран президентом РФС. Это положительный момент для российского футбола?
— Поздравляю Виталия Леонтьевича и желаю ему удачи на своем посту. Мутко уже давно руководит нашим футболом, любит этот вид спорта, поэтому наверняка сделает все возможное, что от него зависит, чтобы российский футбол поступательно развивался.
Рано или поздно Бердыев возглавит «Кайрат»
— Вы наилучшим образом проявили себя в сборной при Гусе Хиддинке. Как думаете, эпоха иностранных тренеров в сборной России ушла безвозвратно или еще, как говорится, возможны рецидивы?
— На мой взгляд, не важно, какой тренер национальности, главное, чтобы его квалификация соответствовала уровню сборной, в которой он работает. Но мне кажется, что в нашем обществе давно назревала идея обращения к своим, российским специалистам у руля национальной команды. Поэтому вполне логично, что сейчас именно россиянин возглавляет нашу сборную.
— Среди громких заявлений прежнего наставника сборной Леонида Слуцкого есть и фраза о том, что Россия не является футбольной страной. Вы согласны с этим тезисом?
— Я так скажу: понятно, что футболом в России интересуется достаточно много людей, но если говорить об уровне развития футбола, он, конечно, ниже, чем в по-настоящему футбольных странах. Например, в Англии или Испании футбол — это религия, чего о России никак не скажешь. Но, считаю, на этой фразе слишком много внимания сконцентрировано. Леонид Викторович просто высказал свое мнение — на этом дискуссия должна быть закончена.
— В ближайшее время Россия может хотя бы приблизиться к тому, чтобы футбол в нашей стране тоже стал религией?
— Эту ситуацию, на мой взгляд, нельзя исправить искусственно. Либо мы к этому придем естественным путем, либо нет. А от чего это зависит? От уровня футбола, от интереса к футболу со стороны прессы, от качества подачи футбольного зрелища на телевидении, от количества турниров, проводимых в стране — не обязательно это будет мундиаль, пусть даже соревнования районного масштаба или по дворовому футболу. В общем, здесь много составляющих, чтобы поднять вид спорта до того уровня, на котором он находится в так называемых футбольных странах.
— А насколько футбольной страной является Казахстан?
— Казахстан? Ну, ходит народ на матчи, но в небольшом количестве (улыбается). Тем не менее, в Алма-Ате футбол очень любят.
— За алма-атинский «Кайрат» еще в советские времена выступал Курбан Бердыев. В городе, в клубе его помнят, следят за «Ростовом», с которым Курбан Бекиевич нынче творит историю в Лиге чемпионов?
— Конечно, следят. Насколько я знаю, глава наблюдательного совета клуба Кайрат Боранбаев постоянно находится в контакте с Курбаном Бердыевым. В Алма-Ате, вообще в Казахстане Бердыева считают своим, хотя родился он, как известно, в Туркмении.
— Наверняка при случае, если Бердыев вынужден будет покинуть Россию, «Кайрат» тут же пригласит его на пост главного тренера?
— Да я вообще думаю, что рано или поздно он там обязательно окажется! Тем более, если «Кайрат» будет и дальше развиваться именно как футбольный клуб.
Было бы логично, если бы Керж поехал на Евро
— В чемпионате Казахстана два ярко выраженных гранда — «Кайрат» и «Астана». Матчи между ними можно сравнить с дерби, скажем, «Спартак» — ЦСКА или «Спартак» — «Зенит»?
— Поверьте, по накалу и по уровню нервозности перед игрой именно так обе команды очную встречу и воспринимают. Хотя, безусловно, если брать в расчет собственно уровень футбола, российские дерби намного выше противостояния лидеров казахстанского чемпионата.
— К слову, интересно узнать ваше мнение о перспективах российских топ-клубов — «Зенита» и ЦСКА — в еврокубках в нынешнем сезоне.
— Думаю, «Зениту» вполне по силам бороться за победу в Лиге Европы, состав у питерцев очень приличный. ЦСКА тоже может с оптимизмом смотреть в будущее в Лиге чемпионов: группа у армейцев ровная, при благоприятном раскладе они могут и выскочить из нее.
— Насколько комфортно вы чувствуете себя в Алма-Ате бытовом плане?
— Великолепно! Мне очень помогли мои друзья, так что никаких проблем не испытываю.
— У вас успело появиться любимое блюдо из казахской кухни?
— Сейчас довольно часто ем казы, хотя раньше не был поклонником этого кушанья. А вообще постоянно ем конину в самом разнообразном виде. Вот бешбармак мне, честно говоря, не понравился. Плов в Казахстане тоже не особо умеют готовить, хотя вроде Узбекистан совсем рядом (улыбается). Во всяком случае, за все время проживания в Алма-Ате пока так и не нашел место, где готовят такой же классный плов, как в Узбекистане.
— Вы бы согласились сейчас поменять Казахстан на условную Швейцарию, если бы вам поступило предложение от какого-нибудь «Грассхоппера» или «Базеля»?
— Вряд ли. Откровенно говоря, не хотелось бы переезжать в страну, где не говорят по-русски. В этом смысле Казахстан — это же почти Россия. Поэтому мне там комфортно.
— Про Швейцарию вспомнили не случайно — ведь в тамошнем «Цюрихе» полгода играл ваш друг Александр Кержаков. С ним или с кем-то из бывших партнеров по «Зениту» связь не теряете?
— Переписываюсь с Кержем, с Радимовым. Не скажу, что постоянно, но когда бывает повод, обмениваемся мнениями.
— До конца верили, что Александр поедет в составе российской сборной на Евро-2016?
— Да я как-то персонально его кандидатуру не рассматривал, но для меня было бы логично, если бы Керж оказался в заявке сборной на чемпионате Европы. Потому что по своему уровню он точно входил в четверку сильнейших нападающих страны. Так что для меня стало неожиданностью, когда в окончательном списке сборной России на Евро я не увидел фамилию Кержакова.
— Сейчас много говорят, что к домашнему чемпионату мира Россия уже не успеет вырастить новое поколение классных футболистов, которые могли бы повторить успех сборной образца 2008 года. Но если заглянуть в более отдаленную перспективу, вы верите, что успех восьмилетней давности можно повторить?
— Когда-то новое талантливое поколение футболистов в нашей стране точно вырастет. Просто нужно делать для этого определенные шаги. Другое дело, что если эти шаги начали делать только сейчас, не следует ждать результатов через месяц. Для этого должен пройти цикл в несколько лет.
Новогорск