От исполкома РФС ждали много — решения по Фабио Капелло, решения по лимиту на легионеров, но заседание главных лиц футбольной России прошло словно «для галочки». Решения-то были приняты, да только путь к их реализации предстоит долгий. Сначала стало известно, что у сборной будет новый тренер, но у исполкома нет полномочий для расторжения контракта с Капелло. А новый президент появится в РФС лишь 2 сентября — через два с половиной месяца. Корреспондент «Спорта День за Днем» прошелся по болевым точкам российского футбола с бывшим полузащитником сборных СССР, СНГ и России Александром Мостовым.
Стоит подумать над кандидатурой Семина
— Когда принимаются решения с формулировкой об «отсутствии полномочий», это означает, что у кого-то они все же должны быть, — рассуждает Мостовой. — Но президента у РФС нет, а нового выберут лишь в сентябре. Как мы к этому пришли — всем известно. Все было неправильно сделано с самого начала. Нельзя было подписывать контракт с Капелло на столь длительный срок…
— Или не прописывать пункты, по которым он может быть расторгнут.
— Именно. Понятно, что Капелло — именитый специалист. Но не назначать же ему такую зарплату, после которой над нами будет смеяться вся Европа. В итоге получается, что мы окончательно запутались — кто, кому и чего должен.
— Зато теперь у РФС нет задолженностей перед итальянцем — бизнесмен Алишер Усманов в очередной раз дал денег в долг. Теперь 300 млн рублей.
— Богатых людей у нас много. Для них подобные суммы — слезы.
— При этом Никита Симонян уже успел заявить, что «Усманов такой добрый человек, что может простить долг РФС».
— Может, и простит. У наших олигархов меньше все равно не станет (смеется). Как я понимаю, Капелло пока остается. В принципе, это правильно. Матчи отборочного турнира Евро-2016 еще идут, мы пока ничего не завалили. Надо дать доработать итальянцу, а затем уже говорить, что его время прошло. Смысл менять его сейчас? Ну придет кто-то другой, и что? Кто, кстати может прийти?
— Ответ есть у Симоняна. Его кандидаты — Александр Бородюк, Леонид Слуцкий, Юрий Семин и Олег Кононов.
— С Бородюком вообще непонятная история. Он много лет находился в тренерском штабе сборной, но когда убирали главных тренеров, ему почему-то не предлагали занять их место. Почему сейчас его кандидатура возникла, если он, наоборот, нигде не работает? У «Краснодара» все в порядке, это одна из самых стабильных команд России. Зачем Кононову что-то менять и уходить из клуба? Того же Слуцкого все устраивает в ЦСКА. А вот над кандидатурой Юрия Павловича Семина можно было бы подумать. Но делать это надо было до того, как тот подписал контракт с «Анжи». Да и захочет ли Семин возвращаться в сборную?
— При этом он единственный, кто имеет опыт работы главным тренером со сборными.
— Опыт накапливается как раз в работе. В футболе все изобретено, особо ничего придумывать не надо. Вспомните Хосепа Гвардиолу — у него до «Барселоны» особо опыта работы не было — завершил карьеру, год отработал в «Барселоне»-Б, а потом пришел в главную команду и выиграл с ней все, что только можно. А все потому, что в его команде играл Лионель Месси и еще десять человек примерно такого же уровня.
Хуже всего, что европейские клубы особо и не заинтересованы в наших игроках.
— Так, может, и Капелло тогда винить не в чем, просто материал у него похуже?
— Он виноват лишь в том, что его подписали на столь длительный срок. Итальянец же сам прямо говорит, что в нашем чемпионате скорости не те, что люди не те… Но мы и сами понимаем, что уровень футболистов в России достаточно средненький. Хуже всего, что европейские клубы особо и не заинтересованы в наших игроках. Им еще повезло, что олигархи захотели войти в футбол и начали платить большие деньги. Даже интересно было бы посмотреть, как бы наши футболисты играли, если бы им платили не миллион, а тысяч триста-четыреста, как большинству игроков в других чемпионатах.
— Пример Андрея Панюкова, отказавшегося от большой зарплаты в «Динамо» и рвущегося во Францию, — исключение?
— Конечно. Ребятам надо забыть обо всем и думать исключительно о футболе. Хорошо, что хоть уровень растет за счет приезда сильных иностранцев.
— В июле юношеская сборная России U-19 будет играть на чемпионате Европы в Греции. Можно ли ждать прорыва от поколения Шейдаева и его товарищей?
— Я вообще не верю, что в нашей многомиллионной стране нет ребят, которые могут вырасти в сильных футболистов.
Президент РФС? Газзаев или Мутко
— Выборы президента РФС перенесли на сентябрь. Кто мог бы справиться с этой организацией, кто ваш кандидат?
— Меня никуда не брали, в России я ни с кем не работал, особо никуда не подпускают, хотя в футбол закончил играть лет десять назад. Мне трудно говорить о кандидатах.
— Тем не менее, круг претендентов уже сформировался — министр спорта Виталий Мутко, заслуженный тренер России Валерий Газзаев, генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов и депутат Госдумы Игорь Лебедев. Вы за кого?
— Или за Газзаева, или за Мутко. Наверное, все-таки за Валерия Георгиевича. Футбольную кухню по книжкам не выучишь, а он и игроком, и тренером успешным был. Для меня это определяющие факторы. Можно быть хорошим бизнесменом или функционером, как Митрофанов, но мы говорим о президентстве в футбольной организации.
— Как вам вариант совмещения постов Виталием Мутко?
— Совмещение — неправильный подход. У нас много квалифицированных людей, не надо заниматься глупостями.
Без третьего места не останемся
В «Зените» играют же Шатов и Смольников, хотя клуб может себе позволить их заменить иностранцами.
— На исполкоме РФС еще обсуждалась тема лимита. В РФПЛ по-прежнему настаивают на схеме «10+15», но последнее слово за Министерством спорта, продвигающим схему «7+4». Что лучше?
— Я нигде, ничего, ни с кем — особой информацией не владею. Но я не вижу кардинальной разницы между этими схемами. Я не боюсь, что во всех шестнадцати клубах на поле будут выходить по десять легионеров. Главное, чтобы играли те, кто сильнее. Так было в прежние времена, когда мы уезжали в Европу. Да и сейчас посмотрите на тот же «Зенит» — играют же Шатов и Смольников, хотя клуб может себе позволить их заменить иностранцами. Но если Халк и Витсель сильнее конкурентов, так и будет, значит, они и должны играть.
— Какие шансы у сборной попасть на Евро-2016?
— Главная игра — со шведами. Если выиграем, то шансы будут хорошими, так как дальше проходят первые две команды. Да и третья может попасть на чемпионат Европы через стыковые матчи.
— Надо надеяться, что к сентябрьскому матчу со шведами залечит травму позвоночника Василий Березуцкий, а Сергей Игнашевич восстановится после пневмонии?
— Возможно. Пара Чернов — Новосельцев — это на будущее. Зато мы узнали о существовании молодого армейца — если он будет хорошо относиться к делу, мы получим еще одного сильного защитника.
— Не было счастья, да несчастье помогло?
— Смена поколений в любом случае начала бы происходить. Не поверю, что в такой огромной стране нет хороших защитников. В любом случае, вряд ли дойдет до такого сценария, что мы лишимся в группе и третьего места. Если бы Черногория нам не подарила три очка, тогда все могло бы быть (смеется). Ну что мы, Черногорию дома не обыграем?