Лето — жаркая пора не только для отпускников, но и для представителей агентского сообщества. Один футболист хочет сменить команду, другому подавай контракт получше, третий не хочет больше думать о будущем и просит перезаключить соглашение на несколько лет вперед. Все это добавляет головной боли агентам, которые вынуждены решать любые проблемы подопечных. Но такая у них работа, подразумевающая умение лавировать между желаниями игроков и возможностями клубов. Иногда все удается сделать полюбовно, но нередко доходит и до скандалов.
Так и произошло на днях на Украине, где президент харьковского «Металлиста» не стал стесняться в выражениях и через прессу рассказал все, что он думает о 24-летнем полузащитнике Денисе Олейнике и его агенте Андрее Головаше. Последнему, несмотря ни на что, удалось пристроить своего подопечного в более стабильный «Днепр», попутно побив внутриукраинский трансферный рекорд. Об этом переходе, ситуации вокруг будущего Дмитрия Булыкина и своем видении трансферной политики «Зенита» агент рассказал в интервью «Спорту».
В «Металлисте» не думают о карьере футболиста
— Расскажите о перипетиях перехода из «Металлиста» в «Днепр» Дениса Олейника, чей трансфер стоил 10 млн евро.
— Решение в пользу днепропетровского клуба стало самым оптимальным развитием событий в сложившихся условиях. Не стану комментировать финансовую сторону, но та ситуация, в которую «Металлист» поставил футболиста, не поддается никакой критике. Похоже, подобное стало здесь нормой. Просто противно, когда игроку, честно отдавшему клубу два с половиной года, президент ставит ультиматумы и за несогласие переводит в дубль.
— Почему именно «Днепр» проявил к полузащитнику самый большой интерес?
— Интерес был и со стороны других команд, но днепропетровцы в последнее время сильно прогрессируют и имеют все шансы побороться за место в тройке. Сегодня это один из тех клубов, который свои амбиции подкрепляет разумными действиями. Это достаточно мощный клуб в финансовом плане, предложивший Денису очень хорошие условия, к тому же они давно интересовались моим подопечным.
— А если бы и «Металлист» пошел на увеличение зарплаты Олейнику — он бы остался?
— Вопрос об уходе вообще не стоял. У него еще на протяжении полутора лет действовал контракт, и мы ни слова не говорили об увеличении зарплаты. Клуб, понимая, что контракт идет к завершению, сам решил его продлить. Мы лишь хотели, чтобы в него была включена сумма, за которую любая команда его могла бы выкупить и которая должна была быть пропорциональна зарплате. Все цивилизованно и порядочно, так как это обычная практика. Но президент «Металлиста» Александр Ярославский к такому, похоже, не привык.
— Слышали его слова о вас? Цитирую: «Кто такой Головаш? Человек, которого на Украине никто никогда не видел. Я с ним один раз говорил, так это мне напомнило пещерные года. Он сидит себе за границей, то ли в Голландии, то ли в Португалии, и рассуждает об украинском футболе, о Харькове, болельщиках».
— На Украине я бываю достаточно часто, поэтому пристально слежу за местным чемпионатом. Что касается Ярославского, то я не сильно переживаю из-за того, что он меня не видел. Зато меня знают многие другие, те, к то в футболе находится уже достаточно давно. А мнение его мне безразлично. При этом нельзя не уважать его вклад в развитие «Металлиста». Но есть люди, которые инвестируют в футбол гораздо больше и ведут себя при этом куда скромнее и адекватнее.
— Согласны, что данный трансфер пойдет на пользу и самому «Металлисту» — игроки будут видеть, что, если они себя в этом клубе проявят, то их в дальнейшем отпустят покорять более высокие вершины?
— Вы имеете в виду, что «Днепр» более высокая вершина по сравнению с «Металлистом»? Не думаю, что в Харькове считают так же. Через эту «кухню» уже прошли Джексон Жажа Коэльо и Марко Девич (бразилец летом 2010 года поругался с клубом, был оштрафован, но в итоге добился своего трансфера в «Трабзонспор»; украинец сербского происхождения после серии пикировок с руководством продлил контракт с «Металлистом» до 2015 года. — «Спорт».). Скажите, кто за последние 10–15 лет ушел из этого клуба на «более высокий уровень»? В более сильный чемпионат? Чтобы объяснить трансфер Олейника своим болельщикам, президент харьковчан готов перевернуть все с ног на голову. О карьере футболиста здесь никто не думает.
Приезд Кришито в Россию — это событие
— Давайте перейдем к чемпионату России. За последние годы уровень работы селекционных служб клубов вырос или снизился, как вам кажется?
— Однозначно — вырос. Но не всегда селекция определяет трансферную политику.
— Вы наверняка общались с представителями многих команд. Кого можете поставить в пример?
— Не хочу кого-либо выделять. Но если давать оценку потраченным суммам, то наиболее громкие и содержательные приобретения удались махачкалинскому «Анжи». К ним едут достаточно квалифицированные футболисты, например тот же Балаж Джуджак из голландского ПСВ. Другое дело, насколько их хватит. Для меня наиболее важным критерием всегда являлись традиции того или иного клуба. У «Анжи» их пока нет. Но все имеет свое начало, поэтому время покажет.
— Как оцените трансферную политику «Зенита»? Создается впечатление, что, вместо того чтобы выбирать самим себе игроков, клубу приходится довольствоваться теми, кого им навязывают агенты.
— Не хочу защищать агентов, но не забывайте, что последнее слово все-таки остается за клубом. Поэтому за трансферную политику надо спрашивать именно с тех людей, кто имеет решающее слово. Что же до «Зенита», то за последние годы я могу выделить лишь один трансфер действительно классного исполнителя — это Мигель Данни. После него приобретений игроков такого уровня больше не было.
— На днях общался с Шандором Варгой, и он сказал, что трансферная политика клуба завязана на персоне Лучано Спаллетти. Что из-за излишнего русского гостеприимства клуб смотрит исключительно в одну сторону — на Западную Европу.
— В чем-то Шандор прав. Существуют такие клубы, которые исповедуют следующую философию: если тренер уходит, команда не должна страдать. Решения принимаются спортивным директором и еще парой человек. С другой стороны, каждый тренер видит команду по-своему, поэтому должен называть конкретные имена для усиления. Ну а стремление «Зенита» искать себе игроков в Европе вполне объяснимо — уровень местных чемпионатов выше, соответственно и футболисты более высокого класса.
— Почему абсолютно не используется латиноамериканский рынок?
— Все дело в том, что южноамериканцы — народ очень специфический. Не каждый сможет адаптироваться в России. Поэтому и многие европейские клубы предпочитают либо не брать таких футболистов, либо приглашать тех, кто успел поиграть в Старом Свете. Я считаю, что единственный клуб на территории бывшего СССР, который успешно работает в Южной Америке, это донецкий «Шахтер». Здесь собраны молодые и талантливые ребята, которые удачно адаптируются и быстро прогрессируют.
— Появление в стане сине-бело-голубых Доменико Кришито — это сильный трансфер или так, середнячок?
— Сам факт перехода из серии А в российскую премьер-лигу — это событие. Кришито удалось на достаточно стабильном уровне провести несколько сезонов в «Дженоа», благодаря чему он заслужил место в рядах итальянской сборной. Но в России он столкнется с абсолютно другим уровнем футбола: от длительных перелетов до специфических погодных условий. Посмотрим, как ему удастся адаптироваться. Давать оценку трансферу можно будет только после того, как итальянец отыграет хотя бы сезон.
— Вы верите, что «Интер» всерьез им интересовался или же все это были слухи, единственная цель которых — побыстрее и подороже продать игрока в «Зенит»?
— Если бы «нерадзурри» действительно был нужен Кришито, он бы там и оказался. «Интер» обладает необходимыми возможностями для приобретения нужного исполнителя.
— Благодаря приобретению игрока сборной Италии в Питер поедут звезды мирового футбола?
— Не думаю. Для звезд необходимы совершенно иные стимулы.
Скоро все поймут разницу между Хиддинком и Адвокатом
— Как сейчас обстоят дела у вашего подопечного Дмитрия Булыкина?
— Сейчас он находится в расположении «Андерлехта», в котором проводит предсезонные сборы. Вот только присоединился он к бельгийцам чуть позже остальных, так как в составе «Ден Хаага» принимал участие в плей-офф голландского чемпионата, борясь за выход в Лигу Европы (чего с успехом сумел добиться. — «Спорт»). Во вторник Дима уже играл за пурпурно-белых и заслужил положительные отзывы. Это не может не радовать.
— А какова позиция «Андерлехта» по Булыкину?
— Он будет продан только в том случае, если предложение устроит и клуб, и футболиста. В противном случае Дима останется в Брюсселе.
— Конкретные предложения уже есть?
— Мы рассматриваем несколько вариантов, которые при определенных условиях были бы нам интересны. Диалог тянется уже несколько месяцев, но все упирается в финансовую сторону вопроса. Не все могут потянуть и трансферную стоимость, и личную зарплату футболиста.
— Не боитесь, что таких клубов так и не найдется?
— Такое развитие событий маловероятно. Все-таки Дима прошлый сезон провел достаточно ярко, забил много голов. Причем все это в достаточно сильном чемпионате Голландии.
— А вот новичок московского «Спартака» Деми де Зеув заявил, что российское первенство немного выше классом голландского. Согласны с ним?
— Ответьте мне на один вопрос: сколько матчей он сыграл в России? Вот именно, ни одного. Сильно сомневаюсь, что он следил за российской премьер-лигой по телевизору. Так что его слова — стандартная фраза при переходе в новое первенство. Пусть проведет сезон, после чего еще раз спросим де Зеува.
— А если расставить приоритеты Дмитрия по чемпионатам, то как они будут выглядеть?
— Это, безусловно, Голландия и Германия, где ему очень понравилось играть.
— А какова вероятность его переезда в Россию?
— Только не подумайте, что мы «зажрались» или что-то в таком духе, но пока данный вариант трудоустройства мы вообще не рассматриваем. Я считаю, что если игроку по силам играть в более сильном чемпионате, на максимально высоком уровне, то выбор должен делаться именно в этом направлении.
— А есть какие-то сроки, по окончании которых вы начнете общение с представителями российских команд?
— Нет, ничего подобного мы для себя не устанавливали. Все-таки время еще есть, и заинтересованность в Дмитрии со стороны европейских клубов также присутствует.
— Если придется остаться в «Андерлехте», верите, что гнев главного тренера Ариеля Якобса по отношению к Булыкину сменится на милость?
— Я бы не сказал, что дело обстоит так серьезно. Все-таки у него проблемы не с одним Димой, но и со многими другими футболистами. Вообще же я встречался со спортивным директором бельгийцев, и он мне сказал прямо: если клуб устроит предложение, Дмитрия отпустят без лишних слов.
— Не удивлены, что Булыкина в упор не замечает наставник сборной России?
— Думаю, всех рассудит время. Дима очень сильно переживает, что его не вызывают, а вот лично меня данная ситуация нисколько не удручает. Скоро в России поймут всю разницу между Гусом Хиддинком и Диком Адвокатом.
— Ее уже ощущают.
— Дальше будет только больше.