Одним из главных событий последнего дня трансферного окна в Европе стал переход российского форварда Дмитрия Булыкина в стан голландского «Аякса». В прошлом сезоне экс нападающий «Локомотива» и «Динамо» занял второе место в списке бомбардиров Эредивизии, выступая за скромный клуб «АДО Ден Хааг». Подробности трансфера 31-летнего Булыкина раскрыл его агент Андрей Головаш. В эксклюзивном интервью «Спорту» он также рассказал о другом своем подопечном Андрее Воронине, о трансферной деятельности питерского «Зенита», а также прокомментировал наиболее интересные переходы лета-2011.
Вариант с возвращением Булыкина на родину не рассматривался
— Андрей, расскажите о нюансах перехода Булыкина в «Аякс».
— Вариант с «Аяксом» у нас был не единственным, но в других клубах существовало много внутренних проблем. Главным критерием являлось участие команды в еврокубках, а в идеале — в Лиге чемпионов. К тому же мы не хотели, чтобы снижалась заработная плата Димы, который в «Андерлехте» был достаточно высокооплачиваемым игроком. Еще одним критерием стало желание футболиста остаться в Голландии. Да, я прорабатывал варианты в других странах, но приоритет отдавался Эредивизии. Дима неплохо провел прошлый сезон, полюбил эту страну, неплохо себя чувствует в Голландии. Таким образом, еще днем 30 августа у нас было три варианта продолжения карьеры, но ближе к вечеру мы сделали выбор в пользу «Аякса» и уже 31-го числа сели за стол переговоров.
— Что можете сказать о профессионализме амстердамцев?
— Я для себя понял простую вещь: чем солиднее люди, тем легче с ними общаться. Все прошло быстро и без каких-либо проблем. И «Аякс», и «Андерлехт» шли друг другу навстречу, высказывая определенные пожелания. Сейчас можно называть вещи своими именами, но бельгийцы осознали, что через год Дмитрий в любом случае с ними простится. Да, предложение о продлении контракта на два года прозвучало, но при этом с понижением зарплаты. Поэтому генеральный менеджер клуба Херман ван Хольсбек принял решение, что россиянин команду покинет. Я думаю, итоговым трансфером довольны все три стороны.
— Как Франк де Бур, наставник «божьих сыновей», воспринял возможную работу с Булыкиным?
— Де Бур был как раз тем человеком, кто хотел видеть Диму в своей команде. В таких серьезных клубах мнение тренера значит очень многое. В среду на подписании контракта его не было, но де Бур постоянно находился на связи с директором клуба Данни Блиндом.
— Когда россиянин присоединится к команде?
— В Амстердаме в настоящее время всего несколько человек, а остальные разъехались по национальным сборным. Дима сейчас ждет рабочую визу.
— Вы или сам Булыкин интересовались уровнем конкуренции у «Аякса» в линии нападения?
— Насколько я знаю, амстердамцы предпочитают действовать в три нападающих, а что касается центрфорвардов, то их в команде осталось двое. Конкуренция, безусловно, есть. Но! Исключительно тренер будет решать, кому выходить на поле.
— Раскройте секрет: поступали Булыкину предложения из России?
— Мы их изначально не рассматривали. Но если они были, то настолько несерьезные, что мы даже не реагировали на них.
— Последний день трансферного окна в этом году для вас выдался более жарким, чем в предыдущих сезонах?
— Сложно сказать. Все-таки работа ведется не в последний день, а на протяжении нескольких месяцев. 31 августа мы подошли к некой черте, но плацдарм был подготовлен заранее. Мы видели, что все успеваем. Когда вокруг работают профессионалы, то проблем не возникает.
Кежману сочувствую. Киевское «Динамо» теряет лицо
— Понятно, что вы были полностью сконцентрированы на переходе Булыкина, но за трансферными событиями по всей Европе следить при этом удавалось?
— Честно говоря, меня это не особо интересовало. Как вы правильно отметили, я полностью сосредоточился на решении вопросов, связанных с трансфером Димы.
— Хорошо, но все-таки как оцените переход экс зенитовца Матеи Кежмана в БАТЭ?
— Я ему… сочувствую. В последнее время Кежман не был в Европе на виду, но в любом случае он выбрал не то направление, к которому стоит стремиться. Хотя… Участие в групповом раунде Лиги чемпионов — это неплохо. Я, конечно, пошутил, заявив, что сочувствую Кежману... Но главный еврокубковый турнир может закончиться уже через шесть игр. А затем предстоит играть в чемпионате Белоруссии. Правда, Кежман в таком возрасте, что имеет право выбирать между футболом и какими-то условиями для тренировок и жизни.
— Что думаете о подписании «Вольфсбургом» Александра Глеба?
— У этого клуба какие-то специфические трансферы, слишком неустойчивая политика и взгляды на приобретение игроков. Если проанализировать последние пять лет, то в «Вольфсбурге» наблюдается своего рода конвейер: футболисты постоянно приходят и уходят. Например, Симон Кьяер пришел в середине прошлого года, а сейчас он уже в «Роме». Нет в клубе четкой трансферной политики, там не знают, чего хотят. Хотя клуб вполне благополучный, а значит, должен добиваться больших результатов и показывать более качественную игру. Может быть, это происходит из-за чехарды с тренерами?
— Для самого Глеба переезд в Германию — шаг вперед?
— Думаю да. Все-таки это очень хорошая лига, самая стабильная в Европе. Здесь нет резкого перепада в классе между командами, что наблюдается в Англии, Италии или Испании. Чего только менхенгладбахская «Боруссия» стоит. В прошлом сезоне она боролась за выживание, а сейчас обыгрывает «Баварию».
— Вернемся на территорию бывшего СССР. Киевское «Динамо» подписало очередных выходцев из Южной Америки.
— Я сам киевлянин, поэтому вижу, что у команды был и есть хороший резерв. В этой связи меня удивляет увлечение трансферами латиноамериканцев. Не думаю, что бразилец и колумбиец — лучшие футболисты своей страны. Часто получается так, что в «Динамо» приходят такие игроки, которых потом не знают, куда деть. Обидно, ведь этот клуб — самый титулованный среди всех бывших советских команд. А из-за подобных приобретений он теряет лицо.
Проблема московского «Динамо» — отсутствие скамейки
— Кто-то из ваших подопечных на самом флажке трансферной кампании поменял команду?
— Воронин продлил контракт с московским «Динамо», Рыбка перешел в донецкий «Шахтер», Олейник стал игроком «Днепра… Так что в среду занимался только Булыкиным.
— Кстати, о Воронине. У Андрея сейчас все настолько хорошо складывается в «Динамо», что создается впечатление: он нашел свою команду. Можно ли сказать, что теперь Воронин не будет стремиться уехать за границу и искать какие-то другие варианты?
— Я очень рад за него, Андрей показывает весьма содержательный футбол. Думаю, если бы «Динамо» вело свою трансферную политику немного иначе, команда выглядела бы еще сильнее. У главного тренера слишком ограниченный подбор исполнителей, чтобы решать высокие задачи. Но посмотрите на карьеру Андрея: у него абсолютно каждый год получался настолько ярким, что Воронин был одним из лучших в своих командах. В бундеслиге — лидером и «Байера», и «Герты», приехал в «Ливерпуль» — и там постоянно играл и забивал. На его решение уехать из Англии повлияли бытовые моменты. Он с пятнадцати лет жил в Германии, и ему было тяжело сменить страну и сразу к ней привыкнуть.
— Те же самые проблемы возникли и при переезде в Россию?
— Да, конечно. Ему нужно было время на адаптацию после Европы. Да и тренер «Динамо» (Миодраг Божевич. — «Спорт») решал исключительно какие-то свои вопросы. Все произошедшее закономерно. Я знаю ситуацию в «Динамо», поэтому мне нравится, что сейчас происходит в клубе и команде. Это касается и отношения игроков к своему делу, и того, к чему идет клуб. Единственная проблема, повторюсь, — отсутствие скамейки.
— Но в тройке бело-голубым удастся остаться?
— Если выдержать нынешний темп, — безусловно. Но любой тренер должен иметь в своем распоряжении игроков, на которых может рассчитывать. А их в команде слишком мало.
— А как же подписание двух футболистов БАТЭ — Нехайчика и Шитова?
— Я не в восторге от первой игры Шитова за новую команду. К тому же остался неприятный осадок после его высказываний прошлой осенью в адрес киевского «Динамо» (после ничьей 2:2 на групповой стадии Лиги Европы прошлого сезона Шитов заявил, что киевляне — обычная команда среднего уровня. — «Спорт»). Он и «Динамо» — две абсолютно разных величины. Это характеризует игрока не с самой лучшей стороны. Дождемся окончания сезона и посмотрим, как белорусы себя проявят.
Почему «Зенит» должен переплачивать?
— Чем для вас в первую очередь запомнилось трансферная кампания российских клубов?
— Как и для всех — переездом Это’О в «Анжи». Это действительно игрок мирового класса, поэтому его выбор слегка удивил. Да и Лежар, например, перебравшийся в «Терек». Но я пока не готов давать оценку данным приобретениям. Необходимо время, чтобы понять, что футболисты будут представлять собой на поле.
— Как вообще оцениваете работу махачкалинцев?
— Инвестиции в клуб — личное дело определенного человека. Если ему не жалко денег, то все нормально. Пришли яркие игроки с именем, но на каком месте «Анжи»? (На пятом. — «Спорт».) Я не вижу чего-то особенного в игре этой команды. Ведь нельзя же сказать, что они на голову выше своих конкурентов?! Но, повторюсь, пока рано делать выводы. Может, в концовке чемпионата приобретения сыграют свою роль. Пока же присутствует лишь финансовый резонанс.
— Вас не удивляет, что марокканец Карсела-Гонсалес, имевший более выгодное предложение от московского «Спартака», сделал выбор в пользу «Анжи»?
— Меня ничего не удивляет (смеется). Возможно, на его решение повлияло присутствие в команде того или иного игрока. Причины могут быть разными.
— Как вы считаете, не повлиял ли на отсутствие приобретений со стороны ЦСКА и «Зенита» (за исключением Доменико Кришито) тот факт, что махачкалинцы просто взорвали трансферный рынок в России?
— Возможно, что эти клубы просто не хотели никого приобретать. Ведь им не нужен кто-нибудь, а нужны конкретные персоны. И у зенитовцев, и у армейцев не было особой потребности в приобретении новых игроков. У них сформировавшиеся команды, со своим игровым почерком, со сложившимися исполнителями. Поэтому я не удивлен отсутствием трансферов. Это даже, наоборот, показывает, что в командах Лучано Спаллетти и Леонида Слуцкого все хорошо. Если клуб постоянно набирает футболистов, это означает, что предыдущие решения руководства и тренерского штаба не были полностью правильными.
— Но ни для кого не секрет, что сине-бело-голубые хотели видеть в своих рядах центрального защитника из «Ювентуса» Леонардо Бонуччи. Факт переговоров признал даже сам игрок. Питерцы теперь считают каждую копеечку, поэтому отказываются переплачивать за нужного им исполнителя?
— А почему они должны переплачивать? Видно, что в «Зените» не хотят решать все вопросы за счет денег. У «Зенита» есть определенный бюджет, и клуб его придерживается. Это нормальная ситуация, что зенитовцам не удалось договориться с «Ювентусом». Показательно, что мы ведем речь не о том, что потенциальный новичок будет прилетать на игры на собственном самолете, а о том, что клубы просто не сошлись во мнении по конкретной персоне.
— Вы верите, что с нынешним составом команде с берегов Невы по силам выйти из группы в Лиге чемпионов?
— Об этом лучше спрашивать главного тренера, но в любом турнире немаловажный аспект — непредсказуемые результаты. Каждой команде нужна толика везения. Но я не думаю, что «Зенит» будет выглядеть беспомощным.
— Вы общаетесь с коллегами. Как в Европе относятся к российскому чемпионату?
— Как к денежному мешку! Хорошо это или плохо — пусть каждый решает сам. Никто не говорит о конкретных командах или исполнителях, речь ведется только о деньгах. В России сами виноваты, что спровоцировали подобную ситуацию. Слишком многое решается в околофутбольных кругах…