• 2014-й глазами корреспондентов «Спорта День за Днем»

    Воспоминания года

    27.12.14 10:23

    Наши журналисты, которые, если посчитать общее количество дней, практически безвылазно находились в командировках, делятся самыми памятными моментами уходящего года.

    Иван Жидков. Прощание в Иерусалиме

    В начале февраля отправился в Израиль, где «Зенит» участвовал в турнире, который, по-видимому, станет историческим: сине-бело-голубые играли с ЦСКА, «Металлистом» и «Шахтером». Там «Зенит» попрощался с Романом Широковым, а лично я — с Лучано Спаллетти.

    Пожалуй, за исключением интервью в 2011-м, никогда мы не общались с тогдашним Мистером столь плотно. Ему явно хотелось пообщаться, выговориться, но мешали положение и собственный мнительный характер. Понимая состояние Спаллетти, решился попросить у него напрямую интервью, для доверительности подключив весь запас итальянского, который, кстати, стал когда-то учить специально «под него».

    Лучано пожевал губами. Было видно, как он борется с собой.

    — Понимаешь, если я тебе дам интервью, все решат, что я твой друг. Давай я тебе лучше вот что расскажу…

    Здесь же, в фойе дорогого отеля, подняв вверх ножками стул, Спаллетти стал с упоением рассказывать, что именно в этой столярной тосканской мастерской он когда-то подрабатывал.

    Через день мы встретились еще раз у входа в храм Гроба Господня в Иерусалиме. Я делал какие-то видовые фотографии, Спаллетти увидел. Схватил меня за руку, подтянул к себе, фотоаппарат вручил моей жене: «Давай снимай!» С тех пор мы не виделись.

    Наверное, это самое ненормальное фото в моем архиве.

    Роман Логинов. Когда футбол преследует тебя

    Настоящие футбольные журналисты всегда ищут возможность сходить на матч и побегать за игроками с диктофоном наперевес. Но бывает, оказывается, и наоборот. Футбол сам преследует тебя…

    Так вышло, что в июле этого года часть отпуска я провел в Таллине. Перед отъездом узнал: «Краснодар» сыграет в Лиге Европы с эстонским «Калевом» из Силламяэ. Сперва возник порыв поехать из Таллина в Силламяэ, чтобы стать свидетелем дебюта «быков» в еврокубках, но тут же переевший футбола из-за ЧМ-2014 организм взбунтовался. Тратить по два с лишним часа на дорогу в одну сторону вместо законного отдыха — это слишком! В общем, махнул я рукой на это дело. Однако вскоре после моего приезда в Таллин пришла новость, что игру перенесли в столицу Эстонии, на крупнейший стадион страны «А Ле Кок». «Краснодар» не позволил оставить отпуск без десерта — упустить такой шанс я никак не мог.

     

    Более того, за день до игры выяснилось, что «Краснодар» выбрал в последний момент тот же отель, где уже несколько дней квартировал я. Первыми мне попались на глаза любители посидеть в фойе Жоаозиньо и Вандерсон, а за ними остальные. Вели себя игроки и члены штаба «Краснодара» тихо-спокойно, никто не напивался и не ставил отель на уши. Питалась ­команда в ресторане под названием «Балалайка».

    Так я стал свидетелем дебюта «быков» в еврокубках. «Калев» они победили легко — 4:0.

    Игорь Гурфинкель. Вежливые люди

    Чемпионат мира в Минске приближался к своей развязке. В финал вышла команда Олега Знарока. А значит, решающий матч должен был посетить президент России вместе с главой Белоруссии Александром Лукашенко.

    VIP-вход, где ожидали руководителей двух дружественных стран, располагался недалеко от микст-зоны, и меня одолевало чисто журналистское любопытство: хотелось посмотреть, как работают спецслужбы при «эвакуации» своих боссов.

    Момент прибытия я все-таки пропустил и решил до последнего момента ждать, когда президенты вернутся — после празднования золотых наград.

    Минут 10–15, стараясь быть незаметным, я прогуливался туда-сюда, ожидая кульминации и, естественно, привлекая внимание охраны. В итоге все закончилось тем, что «вежливые люди» буквально за несколько секунд меня изолировали, без шума и пыли отправив в одно из внутренних помещений минской арены. И предложили побыть там хотя бы пять минут — для моего же спокойствия. Увидеть лично ни Владимира Владимировича, ни Александра Григорьевича мне так и не удалось. Зато попал почти в объятия министра российского спорта. И именно Виталию Леонтьевичу Мутко пришлось удовлетворять мое любопытство. Когда я вышел на улицу, след от президентских кортежей давно уже рассеялся в воздухе.

    Алексей Павлюченко. Мастер-класс отца искреннего футбола

    Возможно, ошибаюсь, но мне почему-то кажется, что рубрика «Гость на выходные», запущенная в 2014-м, вызвала у читателей чувство «глубокого удовлетворения».

    «Засветились» в качестве гостей спортсмены и менеджеры всяких рангов и мастей, а однажды даже пожаловал певец Юрий Охочинский, исполнивший в год первого зенитовского чемпион­ства «А стадион шумит…». Кто-то приезжал к нам в редакцию (студию, как выразился чемпион СССР — 1984 Сергей Веденеев), к другим отправлялись наши журналисты.

    Так и мы с коллегой Александром Кавокиным — мастером задавать острые вопросы — выехали на интервью с мэтром Эдуардом Малофеевым, прибывшим лишь на один день в Петербург из Минска. Стадиончик, затерянный во дворах близ станции метро «Приморская», сразу напомнил мне молодость. Играл на нем в конце 1980-х! И вот Эдуард Васильевич уже, разумеется, на искусственном газоне, давал мастер-класс для игроков ФК «Петербург». 72-летний Малофеев отработал полтора часа на поляне! И не отбывал номер, а пропустил все через себя.

    Времени на интервью оставалось немного. Мы отправились в ближайший мини-отель, в номер к заслуженному тренеру СССР. Малофеев после тренировки пошел в душ, что еще больше сокращало время на общение. Эдуарда Васильевича ждали на банкете. И вот отец-прародитель искреннего футбола предстал перед нами, опоясанный полотенцем. И… предложил прямо так начать беседу. «Включайте диктофоны, чего время-то терять!» — скомандовал Малофеев. Не знаю, как Александр, но я был несколько шокирован. Впрочем, вскоре на внешний вид уже не обращали внимания. Васильич провел еще один мастер-класс, теперь для журналистов «Спорта День за Днем». С цитатами классиков, с притчами, с воспоминаниями, с ворохом эмоций!

    Вечером на том самом банкете мы встретились вновь. Эдуард Васильевич спросил меня: «Как думаешь, что предпочтительнее: шампанское или вино, а то у меня через пару часов поезд до Минска?» И так искренне, по-малофеевски подмигнул.

    Олег Евстифеев. Про честного турецкого таксиста

    Стамбул настолько туристиче­ский город, что такси там встречаются чаще, чем в Петербурге маршрутки. От аэропорта имени Ататюрка желтые машинки едут сплошным потоком. На одной из них я ехал в гостиницу перед матчем баскетбольного Кубка Европы — 2014/15 «Бешикташ» — «Зенит». Турки очень приветливы и стараются выглядеть частью Европы, но английскому языку в массе своей пока не обучены. Местный таксист на нетурецком мог сказать только «трафик» и «таксометр». В ответ на мои настойчивые вопросы «сколько примерно стоит?..» тыкал пальцем в вышеупомянутый таксометр и исключительно красноречиво разводил руками. Зато рядом обретался более подкованный в иноземных наречиях парковщик, который, мельком взглянув на нужный мне адрес, бодро назвал вполне приемлемую цену и, успокоительно глядя мне в глаза, упросил сесть в такси. Начитавшись в Интернете свидетельств о жульничестве коварных турецких таксистов, я садился в полной уверенности, что обманут раза в полтора как минимум. А таксист... уложился в названную парковщиком сумму почти копейка в копейку (куруш в куруш по-местному)! Чуть-чуть превысив лимит из-за пробок, он грозно ругал «стамбул трафик», снова тыкал в несчастный таксометр и явно просил понять его и простить. Из машины я вышел таким просветленным, что поражение «Зенита» нисколько не испортило командировку.

    Татьяна Чернова. Нежданная Вспышка

    Какие подарки самые приятные? Думаю, неожиданные. Тем более когда это подарки судьбы.

    В моей профессии журналистская удача вещь немаловажная. История у меня, правда, не новогодняя. Скорее летняя. Но произошла она в северной стране — Финляндии.

    Этим летом мне довелось посетить сбор СКА, который проходил в шикарном отеле на берегу Фин­ского залива. Естественно, завтракала-ужинала я вместе с игроками и тренерами в одной столовой. Правда, старалась приходить попозже. Чтобы никого не смущать.

    Итак, сижу ужинаю. Вдруг меня что-то заставило повернуться назад. Посреди полупустой столовки в клетчатых шортиках стоит Теему Селяне! Звезда НХЛ по прозвищу Финская Вспышка. Я не мечтала его когда-нибудь даже просто увидеть!

    «Может, что-то не то съела?» — подумала я. Откуда здесь мог взяться Селянне? Он уже много лет живет и играет за океаном. Но это был не мираж. Финн мирно разговаривал с какими-то работниками отеля. Недолго думая направилась к нему. Со стороны, наверное, напоминала кошку, подкрадывающуюся к голубю… В итоге мне удалось взять интервью у легендарного хоккеиста, а на память у меня осталась фотография.

    Сергей Бурый. Застрять в горах с волками

    Прилетев в Сочи на Олимпийские игры, мы с коллегой Сашей Кавокиным отправились в горный кластер. Сразу после самолета — электричка, автобус и канатная дорога. На высоте около километра нас ждал новенький отель. Когда я зашел в номер, захотелось принять душ и выпить чашку чая, а потом уже отправиться изучать спортивные объекты. Я принял душ, выпил чай, вскипятив воду из-под крана, вышел из отеля, добрался до канатной дороги и начал спускаться. Где-то посередине пути моя кабинка повисла в воздухе без движения. Пожалуй, в одиночестве я бы страшно испугался, но компанию мне составили несколько рабочих, которые буквально за пару дней до этого закончили строить наш отель.

    — Вы, наверное, журналист? А мы тут как волки живем уже год, — поделился словоохотливый работяга. — С природой, знаете ли, слились. Вы не переживайте, сейчас тронемся дальше, тут такое случается иногда. Вы лучше в вашем отеле пока не мойтесь и воду не пейте. Она не очищается.

    — Это как?
    — Ну понимаете, фильтры еще вверх не подняли. Вода вообще не очищается. Ни одну степень очистки не проходит.

    Я понял, что первый день Олимпиады получится веселым…

    Когда я вечером вернулся в номер и встретился с Сашей Кавокиным, сразу спросил.

    — Ты воду пил?
    — Пил.

    — И как?
    — Все нормально.

    Со мной тоже все было в порядке. Видимо, мы, как и работяги, тоже слились с природой и с первого дня Олимпиады уподобились волкам. А зачем волкам очищенная вода? Иностранцы, правда, жаловались и прославили наш отель на весь мир, выкладывая в «Твиттере» фотографии коричневой жидкости, льющейся из кранов…

    Сергей Бавли. Кто тут прыгал в длину?

    В Сочи во время Игр в одном из отелей разместили олимпийских чемпионов прошлых лет, зимних и летних. Верное решение организаторов пригласить всех, кто потрудился во славу нашего спорта.

    Зачастил туда за интервью. Какие эксперты для газеты, да и просто какие судьбы!

    Тепло. Сидим в открытой беседке, попиваем кофе со старым другом, олимпийским чемпионом, великим конькобежцем Женей Куликовым.

    Чувствую себя на вершине Олимпа: вот стремительно прошла мимо нас Лидия Скобликова; куда-то собираются Галина Зыбина и Лариса Латынина; Вячеслав Веденин с Александром Тихоновым что-то обсуждают…

    Неподалеку от нас седовласый джентльмен, высокий, подтянутый, приветливо улыбаясь, потягивает коньячок и частенько поглядывает в нашу сторону. У элегантного мужчины до боли знакомое лицо, да тут же все — чемпионы! Но память подводит.

    Внезапно он подходит ко мне и невозмутимо спрашивает: «Простите, это не вы прежде прыгали в длину?» Тут уж не вспомнить этого человека было невозможно: «Нет, Игорь Арамович, это вы прыгали в длину, а я лишь об этом писал».

    И мы дружно рассмеялись вместе с великим Игорем Тер-Ованесяном.

    Игорь Новиков. Веселый белорусский автобус

    Май, цветущие поля Белоруссии, удивительно чистый Минск. Калюжный улыбается с плакатов в каждом вагоне метро, болельщики из Швеции и Чехии надевают женские парики или пытаются строить из себя викингов, размахивая кружками пива, а перед матчами сборной США обязательно встречаешь ярких фриков в каких-то сумасшедших костюмах Капитана Америка или толстеющего Бэтмена. Россия предсказуемо взяла золотые медали, и за наших тут действительно здорово болели. Но по-настоящему безумным от гордости и счастья Минск стал только однажды — когда белорусы обыграли латышей на групповом этапе и впервые за пять лет вышли в плей-офф. Город прорвало — переполненный автобус под звуки белорусского гимна долго вез меня до гостиницы, и никакой хоккей не заменит тех взрывных впечатлений, которые остались у меня от той получасовой поездки.

    Александр Макаров. В Бразилию больше не хочу!

    Пятница, тринадцатое. Поздний вечер. Сан-Пауло. В Бразилии зима, но такая, о какой иногда мечтаешь летом в Петербурге. Но не в этот раз. У меня в руках два чемодана, и мне необходимо сменить свой уютный номер на 19-м этаже отеля на комнату в квартире местной жительницы. Переезжая, краем глаза наблюдаю в холле отеля за матчем Испания — Голландия. Успеваю увидеть гол Хаби Алонсо и мчусь в метро, чтобы попробовать успеть хотя бы на концовку второго тайма. Обливаясь потом, сквозь толпу тащу свои чемоданы.

    Приезжаю на станцию «Република» и понимаю — я забыл в отеле распечатку карты местности. В голове остался лишь адрес. Куда идти — не знаю. Вокруг сплошь португалоговорящие люди. Моего английского никто не понимает. Темно, вокруг много бездомных, в воздухе неприятные запахи. Деваться некуда. На поиски уходит больше двух часов. С горем пополам вваливаюсь в комнату, где меня с сигаретой в руках встречает хозяйка. Она гадает на картах Таро. Испания проигрывает Голландии 1:5. Из Бразилии уезжаю через три недели, и желания сюда возвращаться у меня нет.

    Руслан Семенеев. Путь на «Месталью»

    Год получился не самым выдающимся как для российских клубов, так и для российской сборной, но я понял, что не имею права им за это «предъявлять». Я ощутил сопричаст­ность к их положению в мировой системе координат, когда задался целью посетить матч «Валенсия» — «Эспаньол» в отпуске в Испании. Попасть на стадион «Месталья» можно по пронизывающей весь город реке Турия. Но не вплавь, а… пешком. Главная улица Валенсии — русло пересохшей реки, превращенное в один сплошной спортивный лагерь. Футбольные поля сменяются полями для бейсбола и баскетбольными площадками, и то и дело возникает риск попасть под бегуна или велосипедиста. В какой-то момент мне показалось, что я здесь единственный, кто не бегает, не крутит педали и не размахивает битами. На фестивале большого спорта я ходил пешком. Свою собственную Лигу чемпионов я проиграл, кажется, еще на стадии квалификации, но, если вы думаете, что эта история пессимистичная, вы ошибаетесь. Именно неудачи — лучший повод заняться собой!

    «Валенсия», кстати, выиграла 3:1 и играет сейчас так, что побывать на ее матче — повод для гордости!

    Максим Михалко. Краснодарский конфуз

    В ночь с 15 на 16 мая в аэропорту Краснодара я оказался посреди счастливой толпы болельщиков. Перед зданием аэропорта, растянув бело-зеленые флаги с шарфами в ожидании любимцев, бесновались поклонники «Краснодара», который в тот день впервые за семилетнюю историю клуба стал участником еврокубков. Сообщили, что самолет из Перми уже приземлился. Дверь открылась. Прилетевшая откуда-то женщина средних лет с полминуты стояла в оцепенении. Правильно — не каждый полет завершается тем, что тебя встречает пара сотен человек с транспарантом «Добро пожаловать!» и радостными криками. Глаза наполнились счастьем, улыбка растянулась до ушей. Дама боролась с недоумением: «Это просто так или по поводу?» «Андрей Синицын!» — раздалось из толпы. Женщина окончательно впала в оцепенение. Улыбка застыла, в глазах появилась тревога. Следующая кричалка завершила немую сцену. «Не меня, что ли, встречают?» — фыркнула дама. И, обойдя зигзагом толпу, удалилась в краснодарскую ночь.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»